Зона поражения

Генпрокуратура признала нехватку средств для лечения ВИЧ-инфицированных заключенных

Генеральная прокуратура РФ официально подтвердила данные правозащитной организации "Зона права" о том, что российские заключенные систематически не получают терапию для ВИЧ-инфицированных. Из ответа надзорного органа можно сделать вывод, что ситуация даже хуже, чем предполагали правозащитники: они говорили о нехватке лекарств в 10 регионах, а Генпрокуратура сообщает уже о 14. Однако во ФСИН с выводами Генпрокуратуры не согласны — там уверяют, что проблема решена.

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

Впервые об отсутствии лечения ВИЧ-инфицированных, отбывающих наказание, "Ъ" сообщил 12 декабря 2015 года — тогда речь шла о семи регионах РФ. После этого правозащитная организация "Зона права" открыла специальную горячую линию, и за месяц к юристам с аналогичными жалобами обратились заключенные и их родственники уже из десяти регионов. В конце января "Зона права" направила полученную информацию в Генпрокуратуру: по их данным, в ряде колоний не выдавали лекарства с мая 2015 года — хотя при лечении ВИЧ-инфекции недопустимы перебои даже в несколько дней. "Налицо наличие системной проблемы с предоставлением жизненно важной терапии для лиц, находящихся в местах принудительного содержания",— говорилось в письме.

Ответ правозащитники получили от управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генпрокуратуры РФ. "Приводимые вами факты проверены органами прокураторы субъектов РФ и подтвердились",— говорится в письме. Там же подчеркивается, что учреждения уголовно-исправительной системы в указанных "Зоной права" десяти регионах "действительно находились в условиях дефицита лекарственного обеспечения ВИЧ-инфицированных по ряду наименований антивирусных препаратов". При этом в письме Генпрокуратуры упоминается, что в январе 2016 года было известно уже как минимум о 14 таких субъектах РФ.

Тем не менее в письме ведомство утверждает, что не считает ФСИН виноватой в сложившейся ситуации. Генпрокуратура напоминает, что уголовно-исправительное ведомство должно до 1 февраля подать заявки на лекарства, а закупкой и поставкой препаратов занимается Минздрав. На 2015 год ведомство на терапию от ВИЧ попросило у Минздрава 2,3 млрд руб., однако "фактически было поставлено препаратов на сумму 1,989 млрд руб.". Не были закуплены препараты "Эртравирин", "Саквинавир", "Энфувиртид", а также "Рибавирин", использующийся при лечении гепатита. Но и поставки закупленных препаратов сильно запоздали. Так, наиболее востребованные препараты "Зидовудин" и "Эфавиренц" попали в тюрьмы и колонии только в декабре 2015 года, хотя должны были оказаться там уже в марте. А препараты "Ламивудин" и "Ламивудин + Зидовудин", "составляющие более 80% схем терапии", поставлены так и не были. Тем не менее в письме утверждается, что в 2016 году поставки препаратов "будут осуществлены в плановом порядке". А оценку действий Минздрава в ближайшее время даст главное управление Генпрокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства.

В пресс-службе ФСИН "Ъ" вчера заявили, что "все учреждения обеспечены необходимыми препаратами для лечения ВИЧ-инфицированных, дефицита нет". Ранее пресс-служба Минздрава в беседе с "Ъ" признала, что в 2015 году не смогла провести аукционы на закупку пяти видов препаратов "из-за отсутствия заявок со стороны поставщиков". Ведомство заявляло, что сейчас проводит совещания с производителями.

"Письмо Генпрокуратуры нужно читать между строк, и тогда мы увидим главное: лекарств до сих пор нет,— говорит "Ъ" член Совета по правам человека при президенте РФ Павел Чиков.— И никаких выводов из ситуации прошлого года так и не сделано, процедура закупок не изменилась". Юрист указывает, что у Минздрава не возникло серьезных проблем с закупкой аналогичных лекарств для "вольных" пациентов: "Может быть, для заключенных Минздрав выставил более низкую цену? Никто не знает, ответа нет". При этом господин Чиков не согласен с выводами Генпрокуратуры касательно ФСИН: "Сразу возникает вопрос — а что ФСИН делала с марта по декабрь, зная, что Минздрав не закупил препараты? И почему ФСИН сейчас говорит, что проблем нет, хотя Генпрокуратура признала их наличие?"

Представители "Зоны права" вчера заявили "Ъ", что планируют обратиться в Следственный комитет "по поводу халатности чиновников Минздрава: "Из-за них тысячи человек вот уже год остаются без лекарств, не имея возможности получить альтернативное лечение".

Александр Черных, Валерия Мишина

Вся лента