Барак Обама пригласил к себе Юго-Восточную Азию

Подведя итоги своего «поворота на Восток»

В США 15 и 16 февраля состоялся первый в истории саммит США с АСЕАН, организацией, объединяющей десять стран Юго-Восточной Азии. За последние два года отношения между Вашингтоном и региональными столицами укрепились благодаря образованию Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП) и неофициальной поддержке США стран АСЕАН в территориальных спорах с Пекином в Южно-Китайском море. Эта встреча станет последним мероприятием такого рода для уходящего президента США Барака Обамы и своеобразным итогом американского «поворота на Восток» для стран региона. Пока они противоречивы: товарооборот серьезно вырос, но ратификация ТТП зависла в Конгрессе, а остановить строительство КНР искусственных островов в Южно-Китайском море пока не удалось.

Фото: Kevin Lamarque , Reuters

«Как все знают, я впервые познакомился с людьми, красотой и силой Юго-Восточной Азии, когда несколько лет жил в Индонезии вместе с матерью в детстве,— заявил Барак Обама в открывающей мероприятие речи.— И я горд быть первым президентом США, который встретился с лидерами всех десяти стран АСЕАН. В XXI веке мало регионов, которые даруют больше возможностей, чем Азиатско-Тихоокеанский регион». США этими возможностями в последнее время активно пользовались. Торговля между Вашингтоном и странами АСЕАН выросла за прошлый год до $226 млрд, подняв сообщество на четвертое место в списке торговых партнеров Вашингтона. «С тех пор как я стал президентом, торговля между США и АСЕАН выросла на 55%. Не в последнюю очередь потому, что крупнейшие инвестиции в регион пришли из США»,— продолжил список успехов Барак Обама.

Действительно, заявленный в 2011 году «поворот в Азию» Барак Обама сделал одной из визитных карточек своего правления. Его кульминацией стало подписание 7 ноября 2015 года соглашения о Транстихоокеанском партнерстве. Члены АСЕАН Бруней, Малайзия, Сингапур и Вьетнам стали основателями организации, еще три участника — Индонезия, Таиланд и Филиппины — высказали заинтересованность в присоединении в будущем. Умолчал Барак Обама на встрече о том, что дебаты в Конгрессе на тему ратификации ТТП еще не окончены и, по сведениям источников “Ъ” в экспертном сообществе Вашингтона, существует серьезная вероятность того, что соглашение могут не ратифицировать. Против него фактически выступают все основные кандидаты на пост президента США. Дональд Трамп в октябре заявил, что ТТП — «ужасная сделка», а Берни Сандерс назвал ее частью «катастрофической торговой политики», оставившей без работы миллионы американцев.

Совместная декларация США и АСЕАН не содержит ничего принципиально нового. Стороны подчеркивают приверженность взаимному развитию, защите климата и киберпространства и мирному разрешению противоречий. Китай ни разу не был упомянут ни в речи Барака Обамы, ни в декларации по итогам саммита, но из текста становится понятно, что его тень незримо присутствовала за столом переговоров. Первый пункт подчеркивает совместную приверженность сторон «суверенитету и территориальной целостности» друг друга, а седьмой — «мирному разрешению конфликтов… в соответствии с уставом ООН и Конвенцией по морскому праву 1982 года».

Тем самым США подтвердили свою негласную (официально Вашингтон не занимает ничью сторону) поддержку странам АСЕАН в противостоянии с Китаем за острова в Южно-Китайском море. С момента прихода к власти Си Цзиньпина Пекин ускорил строительство в Южно-Китайском море небольших островов, поверху уже существовавших атоллов. Вопреки протестам США и стран региона Пекин размещал на них военные и гражданские объекты, закрепляя таким образом свое доминирование. 17 февраля, сразу после окончания саммита в Саннилендсе, Пекин, как сообщил американский телеканал Fox News разместил «две батареи из восьми зенитно-ракетных комплексов HQ-9, а также радиолокационную систему» (цитата по ТАСС) на острове Вуди. Он входит в оспариваемый Китаем, Тайванем и Вьетнамом Парсельский архипелаг (Сиша в китайском варианте).

Пока наиболее значимым знаком противотояния США ползучей экспансии КНР в регионе были «операции по обеспечению свободы навигации», в рамках последней из которых миноносец США USS Curtis Wilbur прошел в 12 морских милях от острова Тритон, также занятого Китаем и оспариваемого Вьетнамом. Это вызвало традиционно жесткую реакцию МИД КНР, назвавшего действия США «безответственными и чрезвычайно провокационными». Новый лидер Белого Дома должен будет решить: продолжить ли противодействие все более напористому Китаю или уступить ради сотрудничества с Пекином по проблемам Северной Кореи и экономическим вопросам. Страны АСЕАН будут ждать этого решения особенно внимательно.

Михаил Коростиков


Транстихоокеанская выгода

Подписание договора о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) стало одним из ключевых достижений президента США Барака Обамы. Тем не менее первый вариант соглашения еще должен пройти стадию ратификации в странах-подписантах. И здесь уже видны первые подводные камни. США и Малайзия занимают противоположные позиции по фармацевтическим патентам, а Японии предстоит выдержать натиск аграрного лобби. Вдобавок из соглашения оказались исключены важнейшие региональные экономики — Китай и Южная Корея. “Ъ” проанализировал реакцию прессы и официальных лиц стран региона на новый договор. Читайте подробнее

Вся лента