Шереметьево дало добро на взлет тарифов

Аэропорт увеличит ставки на ряд своих услуг почти на 13%

В преддверии перехода под контроль частных инвесторов аэропорт Шереметьево принял решение повысить тарифы для авиакомпаний на часть своих услуг. До сих пор ежегодный рост тарифов в Шереметьево не превышал 0,5% в год, но теперь он будет на уровне инфляции, которая по итогам 2015 года достигла почти 13%. Индексация части ставок стала возможна после того, как ФАС осенью приняла решение о дерегулировании ряда аэропортовых тарифов с 2016 года. По мнению экспертов, увеличение тарифов может привести к росту стоимости билетов на наиболее популярных коротких маршрутах, таких как Петербург или Калининград.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Аэропорт Шереметьево проиндексирует дерегулируемые тарифы для авиакомпаний на свои услуги на уровне инфляции, сообщил вчера гендиректор аэропорта Михаил Василенко. По данным Росстата, в 2015 году она составила 12,9%. Господин Василенко пояснил, что в последние десять лет ежегодный рост тарифов составлял 0,5%, что "не очень здорово". Но в рамках подготовки консолидации активов аэропорта (завершится в ближайшие время, контроль получат частные инвесторы, в том числе Аркадий Ротенберг) была проведена его оценка и составлена модель развития. В этом документе записано новое тарифообразование. "Если тарифы не будут меняться, то стоимость аэропорта не будет соответствовать оценке его основного акционера — Росимущества",— пояснил господин Василенко.

Существенная индексация части аэропортовых тарифов (взлеты-посадки, авиабезопасность, пользование аэровокзалом и обслуживание пассажиров) стала возможна после того, как ФАС в минувшем ноябре разрешила дерегулировать их с 2016 года. К нерегулируемым тарифам по-прежнему относятся метеообеспечение, обработка коммерческих грузов и почты, обеспечение приемки-выпуска самолета, заправка водой и прочее. При этом аэропорты сохранят статус субъектов естественных монополий.

В конце декабря прошлого года глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что Шереметьево хочет поднять указанные тарифы на 16%. Но вчера господин Василенко заверил, что рост не превысит уровня инфляции. При этом, по его словам, доля аэропортовых услуг в стоимости билета "Аэрофлота" минимальна и не превышает 3%. Представитель "Аэрофлота" сообщил "Ъ", что компания работает в рамках ранее заключенных соглашений и никаких уведомлений об изменении тарифов от аэропорта не получала.

Но вслед за Шереметьево тарифы может поднять и Домодедово. В пресс-службе аэропорта "Ъ" сообщили, что "вопрос изменения ставок находится на стадии обсуждения". "Ранее величина изменения тарифов не превышала годового уровня инфляции",— отметили в аэропорту. В январе 2015 года Домодедово объявило о переводе с 1 февраля 2015 года всех нерегулируемых тарифов (более 300 видов услуг) в евро. Во Внуково "Ъ" сообщили, что менять тарифы не планируют.

Планы аэропортов по повышению тарифов уже обеспокоили авиакомпании. В конце прошлого года Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта писала в Минтранс о том, что если аэропорты повысят тарифы, то перевозчики "практически не смогут" сменить аэропорт. По данным "Ъ", на нерегулируемые сборы приходится около 60% расходов в аэропорту, за десять лет они почти удвоились. С 2010 года средний тариф вырос на 11%, но расходы авиакомпаний в аэропортах возросли почти на 40%.

Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает решение о дерегулировании тарифов "несколько преждевременным". Дополнительные затраты авиакомпаний неизбежно приведут к росту стоимости билетов, в первую очередь на наиболее востребованных коротких маршрутах — например, в Петербург, Сочи, Калининград или Симферополь, где доля стоимости аэропортовых услуг более существенна.

Елизавета Кузнецова

Вся лента