Коммерсантъ-История №1

Можно ли представить себе ситуацию, когда железнодорожный начальник невысокого уровня отказывает в предоставлении паровоза для поезда Сталина? Вряд ли.

Фото: РГАКФД/Росинформ, Коммерсантъ

Однако такая ситуация имела место в действительности. Мало того, для того, чтобы выпутаться из этой истории, Сталину пришлось идти на подлог и выкручиваться как подростку. Правда, как нетрудно догадаться, строптивость очень дорого обошлась железнодорожнику, не разобравшемуся в том, кто есть кто.

Знаете ли вы, что обычные, хотя и яркие чувства лежали и в основе самого известного дела о преступном сообществе в Российской Империи — дела "Червонных валетов"? Но в отличие от того, что писали о нем и продолжают писать, главной была не страсть обвиняемых к чужим деньгам и имуществу, а жажда власти и славы совершенно других людей.

Можно ли поверить в то, что руководители Османской Империи, прекрасно осознававшие всю сложность ситуации, в которой оказалась их страна накануне Первой мировой войны, из-за личных обид и амбиций сделают все для того, чтобы от Турции откололись обширные арабские территории, и империя перестала существовать?

А как можно объяснить действия членов Временного правительства, четко понимавших, что без Малороссии новой Российской республике будет крайне тяжело, однако создавших все условия для обособления Украины? И практически ничего не делавших для того, чтобы остановить этот процесс.

Чем, кроме обычной неповоротливости и страха перед новым и неизвестным, можно объяснить тот факт, что в XIX веке при страшной дороговизне дров никто из русских промышленников не хотел заниматься лежащим под ногами топливом — торфом, несмотря на то, что его разработка поощрялась правительством?

Об этих и других случаях, когда роль личности оказывала серьезное влияние на события давнего и недавнего прошлого,— в новом выпуске "Коммерсантъ-Истории".

Евгений Жирнов, руководитель историко-архивной службы ИД "Коммерсантъ"

Вся лента