Москва отнеслась к исламской военной коалиции с осторожностью

В Кремле ждут подробностей о новой инициативе Саудовской Аравии

В Москве прокомментировали информацию о создании новой военной коалиции по борьбе с исламистами, сформированной под эгидой Саудовской Аравии. Назвав «позитивным явлением» «объединение усилий в борьбе с экстремизмом в различных его проявлениях», пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, однако, подчеркнул: «Перед тем как давать оценку, нужно понимать детали».

Информацию о том, что Саудовская Аравия сформировала новую антитеррористическую коалицию, в ночь на вторник передал государственный саудовский телеканал Arabiya TV. «Саудовская Аравия объявила о создании исламского военного альянса из 34 стран для борьбы с терроризмом»,— говорилось в сообщении. Объединенный командный оперативный центр будет базироваться в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде, уточнили СМИ.

В новую антитеррористическую коалицию помимо самой Саудовской Аравии вошли: Иордания, ОАЭ, Пакистан, Бахрейн, Бангладеш, Бенин, Турция, Чад, Того, Тунис, Джибути, Сенегал, Судан, Сьерра-Леоне, Габон, Сомали, Гвинея, ПНА, Союз Коморских Островов, Кот-д`Ивуар, Кувейт, Ливан, Египет, Ливия, Мальдивская Республика, Марокко, Мавритания, Нигер, Нигерия и Йемен. В Эр-Рияде уточнили, что еще ряд «исламских государств выразил свою поддержку вновь создаваемой коалиции, одна из них — Индонезия». Ирак и Иран к участию в коалиции приглашены не были.

Вопрос о присоединении к новой коалиции рассматривает и Азербайджан. Об этом журналистам сообщил глава пресс-службы МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев.

Агентство Reuters со ссылкой на министра обороны Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана ас-Сауда передает, что целью антитеррористической коалиции, созданной Саудовской Аравией, будет не только террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ), но и другие террористические группировки.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков во вторник сказал, что в Кремле рассчитывают узнать детали созданной под эгидой Саудовской Аравии исламской военной коалиции, прежде чем давать ей оценку. «Если говорить гипотетически, то, конечно, объединение усилий в борьбе с экстремизмом в различных его проявлениях — это позитивное явление. Но, безусловно, перед тем, как давать оценку, нужно понимать детали»,— отметил он. По словам Дмитрия Пескова, нужна детальная информация о том, «кто вошел в эту коалицию, какие общие цели декларируются, каким образом идет речь о противодействии экстремизму».

Глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев считает, что инициатива Саудовской Аравии «любопытна как минимум по двум причинам».

«Первое: заявлена попытка объединить исламские страны против радикального исламизма, дистанцироваться, отделить, противопоставить свою религию угрозе ее монополизации и дискредитации экстремистскими течениями. Если удастся, если эта коалиция позволит ее участникам оставить в стороне внешнеполитические распри, во многом обусловленные идеологическими противоречиями, это может быть полезно в контексте антитеррористической борьбы,— написал политик на своей странице в Facebook.— И второе (пока подтверждающее первое): в коалицию приглашены не только суннитские, но и некоторые шиитские страны (например, Йемен, Ливан и Бахрейн). Хотя все еще нет тех же Ирана и Ирака, без которых говорить о дееспособной и эффективной коалиции в любом случае не приходится. Напомню, с этими странами активно сотрудничает Россия, и наши совместные действия заведомо эффективнее, чем это получалось ранее еще у одной “коалиции” — во главе с США».

«Многое, если не все, зависит сейчас от готовности и способности стран, столкнувшихся с общей угрозой, действовать сообща в заявленных целях, а не валить под сурдинку отдельно взятые “враждебные” режимы. Антитеррор не может быть поводом или “операцией прикрытия”, он может быть только целью»,— убежден Константин Косачев.

Павел Тарасенко

Вся лента