Правительство перекрыло дорогу старым вагонам

Их эксплуатация будет запрещена с 2016 года

Российские вагоностроители, несущие крупные убытки из-за падения спроса на грузовые вагоны, добились ключевой меры поддержки рынка. Вице-премьер Аркадий Дворкович сегодня заявил, что с 2016 года будет запрещена эксплуатация универсальных вагонов с продленным сроком службы. Ключевым лоббистом этого решения выступал государственный «Уралвагонзавод» (УВЗ), глава которого Олег Сиенко недавно обратился с соответствующим предложением к Владимиру Путину. От запрета пострадают железнодорожные операторы со старым вагонным парком — в частности, «Первая грузовая компания» (ПГК) Владимира Лисина.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Владимир Путин поручил запретить эксплуатацию универсальных вагонов с продленным сроком службы с 2016 года, заявил сегодня вице-премьер Аркадий Дворкович, отвечая на вопрос “Ъ”. «Президент дал поручение принять решение о недопущении на пути общего пользования вагонов, у которых истек срок службы, универсальных вагонов прежде всего, в том числе тех, срок службы которых продлевается с использованием имеющихся механизмов. То есть эксплуатация таких вагонов, даже если они продлены, не будет возможна»,— пояснил вице-премьер. Речь идет в первую очередь о полувагонах, которых больше всего в российском вагонном парке. При этом, по словам Аркадия Дворковича, сейчас идет работа по определению того, какие еще вагоны «будут подвергнуты аналогичной мере запрета, какие останутся в эксплуатации в связи с тем, что их производство еще не налажено на территории РФ».

Отечественные вагоностроители, находящиеся в глубоком кризисе из-за падения спроса на подвижной состав, уже несколько лет добиваются запрета на продление эксплуатации вагонов с истекшим сроком службы. По данным УВЗ, который является основным лоббистом запрета, за январь—октябрь 2015 года в России было произведено 20,7 тыс. грузовых вагонов, на 57% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. 25 ноября гендиректор УВЗ Олег Сиенко в интервью “Ъ” в очередной раз высказался за введение запрета. «Сегодня при спаде перевозок потребителю не нужен в принципе новый вагон, поскольку была безудержная “гонка” по продлению вагонов с истекшим сроком службы. Это все привело к тому, что в сети 300 тыс. невостребованных вагонов»,— отмечал господин Сиенко. По данным газеты «Ведомости», во время визита Владимира Путина в Нижний Тагил 25 ноября Олег Сиенко обратился к президенту с просьбой «кардинально сократить парк устаревших вагонов» и передал ему соответствующее письмо. 7 декабря Аркадий Дворкович сообщил, Владимир Путин «дал указание» проработать вопрос запрета на продление срока службы старых вагонов.

Против запрета выступают железнодорожные операторы с достаточно старым вагонным парком. В частности, запрет продления критиковала ПГК, которую в 2011 году у ОАО РЖД приобрела «Независимая транспортная компания» Владимира Лисина. Господин Лисин 9 декабря говорил, что из-за запрета продления «сначала возникнет дефицит вагонов, потом возникнет повышение цен на вагоны, а потом кто-то должен будет платить за новые вагоны». В ПГК запрет называли «несвоевременным и нецелесообразным шагом».

Егор Попов, Евгения Крючкова


Как кризис на рынке грузоперевозок расширился

Кризис на рынке железнодорожных перевозок выливается в серьезные проблемы для его участников. По оценкам рейтингового агентства Moody`s, на фоне переизбытка вагонов и падения арендных ставок на них в ближайшее время ряд игроков могут испытать серьезные проблемы с ликвидностью. В наиболее сложной ситуации закредитованные операторы и компании, сделавшие ставку на операционный лизинг. По мнению экспертов, в зоне риска Brunswick Rail, «УВЗ-Логистик», «Новотранс», Rail Garant, «Рэйлтрансхолдинг». Читайте подробнее

Почему ФАС может изменить правила помощи вагоностроителям

Федеральная антимонопольная служба признала противоречащей закону о конкуренции прежнюю схему Федеральной службы по тарифам (ФСТ) по предоставлению инновационным вагонам скидок на порожний пробег. И хотя ФАС по формальным признакам не стала дальше рассматривать свое дело против ФСТ, ведомство может отменить скидку и самостоятельно ввести новые правила предоставления дисконта. Это может серьезно ударить по Объединенной вагонной компании (ОВК) и Уралвагонзаводу (УВЗ). Читайте подробнее

Вся лента