Чемпионы по шашечкам

Как такси стало самым удобным городским транспортом

Одна из самых консервативных сфер бизнеса неожиданно показала пример быстрых и качественных перемен. В этом году новые формы существования такси улучшили качество жизни в крупных городах России.

С приходом мобильных сервисов отрасль на глазах стала меняться к лучшему

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

ИЛЬЯ ДАШКОВСКИЙ

Исследование "Яндекс. Такси" показало, что с московских улиц уходят последние "бомбилы" — в этом году практически весь рынок оказался у официальных такси. При этом большая часть занятых в индустрии водителей работает с мобильными приложениями: у "Яндекс. Такси" 29 тыс. машин, у Gett — больше 12 тыс., несколько тысяч — у Uber, а еще есть Wheely и другие сервисы помельче.

Эти перемены на руку всем. Таксистом теперь работать безопаснее и выгоднее, и стать им может каждый желающий — достаточно зарегистрироваться как ИП, получить патент и установить приложение. Потребители тоже счастливы: согласно исследованиям ВЦИОМа, жители крупных городов стали пользоваться такси в два раза чаще, поскольку оно подешевело, приезжает быстрее, водители вежливее, платить можно картой и т. д.

К тому же такси теперь больше чем такси, что меняет в лучшую сторону всю городскую логистику. Благодаря новым сервисам пиццу, суши и другую ресторанную еду развозят существенно быстрее, помимо того, такси развозит цветы, чинит телефоны и раздает рекламные сэмплы.

Вайсер против Эскобара

Совсем недавно рынок такси был одним из самых консервативных в мире. Желтый цвет машин, "шашечки", наличные, лимитированное количество лицензий на профессиональную деятельность — все это было атрибутами легального такси. На стороне этого бизнеса стояли власти — мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла Гуардия, впервые ограничивший количество лицензий на такси в 30-е годы прошлого века 16,9 тыс., не скрывал, что сделал это ради снижения конкуренции — слишком большое количество водителей-таксистов плохо сказывалось на их доходе. С тех пор аналогичные меры вводили во многих городах мира. О клиентах и их кошельках в этой сфере думать было не принято, и не облагороженный конкуренцией рынок выглядел непривлекательно. Самым известным инвестором в индустрии долгое время оставался колумбийский наркобарон Пабло Эскобар — в свое время он купил таксопарк в родном Медельине, во-первых, для отмывания наркодоходов, а во-вторых, чтобы, получая информацию о приезжих, активнее эти доходы формировать.

Все изменили программисты. В 2008 году на одной из IT-конференций двое участников — Гаррет Кэмп и Трэвис Каланик — жаловались друг другу, как трудно добираться до места проведения: в час пик машину не найти, в единую справочную не дозвониться, специальные стоянки неудобно расположены... А дело было в Париже, и здесь же через семь лет начались массовые протесты таксистов против идеи, тогда родившейся в головах серийных предпринимателей. Суть была в том, что потенциальным предпринимателем должен стать каждый опытный водитель с машиной, и он сам будет персонально ответствен за свой доход.

Сервис такси Uber авторы впервые запустили в США, а через несколько лет он был доступен уже в 67 странах и более чем в 300 городах мира. Рыночная стоимость Uber достигла в 2015 году $62,5 млрд.

Двумя годами позже эта идея появилась у израильского IT-предпринимателя Шахара Вайсера, которому надоело терпеть "восточный" сервис местных шоферов: такси в Израиле стоило дорого, при этом водители курили, громко говорили по телефону и включали музыку на собственные вкус и слух. Так появилось GetTaxi, и трех монополистов с сотнями немотивированных наемных работников на рынке сменило множество частных водителей, которые борются за свой рейтинг в приложении, иначе пользователи лишат их дохода.

Успех Uber и GetTaxi породил ряд других тематических проектов. "Яндекс. Такси" вышел на рынок в 2011 году, Lyft — в 2012-м, Wheely — в 2014-м. Сейчас в мире действует множество мобильных сервисов заказа такси, и ассортимент услуг этих приложений включает в себя доставку еды, маникюр и массаж. Производной от мобильных сервисов такси можно считать систему BlaBlaCar, которая позволяет найти попутчика (или перевозчика) при поездке, например, в другой город и таким образом компенсировать расход на бензин (а попутчику — минимизировать стоимость переезда).

Куда ехать

Традиционные такси не сразу поняли, какой удар нанесен их монополизму, но разобравшись, ужаснулись. Протесты начались этим летом: французские таксисты взбунтовались против UberPOP, питерские таксисты попросили запретить Uber, GetTaxi и "Яндекс. Такси". Протесты были и в Лондоне, а в США таксопарки старой закалки пытались бороться с Uber в правовом поле. Еще раньше были протесты в Таиланде, Бразилии, Индии, Германии, Британии.

"Большая часть моей работы заключается в том, чтобы объяснять, что на самом деле означают антирыночные призывы защитников традиционных такси. "Такси только для богатых людей" — вот что на самом деле говорят их попытки установить минимальный уровень цен на рынке",— комментировал происходящее Трэвис Каланик. Приверженцы прогресса обзывают протестующих таксистов луддитами, но, как бы то ни было, в некоторых городах протестующие добились своего. Мобильное приложение Uber или части его сервисов запретили в Берлине, Амстердаме, Дели, Рио-де-Жанейро, Риме и других крупных городах по всему миру, во Франции компанию оштрафовали.

В России новаторам пока удается отбиться от нападок. Обвинения в их адрес, как и во многих иных случаях, сводятся примерно к следующему: сервисы демпингуют, пользуясь тем, что таксисты работают нелегально, без лицензий и не платят налогов. Uber и Gett в ответ подчеркивают, что требуют от водителей в России наличия регистрации ИП, разрешения на таксомоторную деятельность и чтобы иномарка была не старше трех лет. "Яндекс. Такси" вообще работает с таксопарками. А у иностранных Gett и Uber в России оформлены свои юридические лица, которые здесь платят налоги. Наконец, в июле на обвинения в демпинге ответила уже ФАС: нарушений антимонопольного законодательства у этих сервисов не выявлено.

На самом деле более эффективно глобальным компаниям мобильных сервисов сопротивляются порожденные ими же конкуренты на местах. Так, Uber не пустили в Китай — тамошние компании-извозчики Didi Dache и Kuaidi Dache оперативно объединились, в результате появилась компания Didi Kuaidi (сделка слияния оценивалась в $6 млрд). То же произошло в Индии: в альянс вошли компании Ola Cabs и TaxiForSure. В этой стране, правда, Uber незначительную долю рынка все же получил.

Заметим, что это важная особенность новых сервисов — они плодят конкуренцию. Приходится шевелиться и традиционному такси. Например, в ноябре лондонские таксисты объявили, что будут принимать к оплате банковские карты (с того момента, как такая возможность появилась у Uber, не прошло и шести лет). Правда, для покрытия расходов на нововведение кебы решили увеличить минимальный тариф на 20 пенсов — до £2,6. Это при том, что их услуги и так дороже мобильных сервисов.

Как сообщают американские СМИ, приложения для вызова такси снизили смертность в США. Раньше любители выпивки, покинув бар, садились за руль — настолько неудобно было пользоваться такси. А теперь, имея смартфон, в любой нужный момент они просто нажимают кнопку вызова. И никакого больше вождения в пьяном виде. Как утверждают фанаты Uber, Lyft и Sidecar, благодаря таким сервисам ночной Голливуд теперь популярен у жителей Лос-Анджелеса, а не только у туристов, как раньше. Раньше жители города не сильно радовались идее провести вечер в барах этого района, потому что припарковаться там было очень сложно, а такси в нужный момент было не найти. Теперь же парковка просто перестала быть проблемой.

Вообще, Uber в США уже популярнее обычного такси — в этом году его доля на рынке достигла 55%. В главной автомобильной державе мира многие даже стали отказываться от собственной машины в пользу подобных сервисов — так перемещаться получается дешевле.

Что касается России, мобильные такси-приложения прежде всего вывели профильный рынок из тени. Еще в 2012 году доля "бомбил" на нем составляла 80%, а теперь сократилась до 30% и продолжает уменьшаться, по данным аналитического центра при правительстве РФ. Мобильные сервисы заказа такси начали работу в России, понятно, со столиц, но схема оказалась рентабельна и в регионах, причем не только в городах-миллионниках. "В России рынок такси оценивается в 2015 году в $9 млрд, но с приходом онлайн-сервисов спрос на использование такси растет, и через три-четыре года он может быть в два-три раза больше. Благодаря заказу машин через приложения рынок дойдет до оборота $15-20 млрд в год",— полагает основатель и гендиректор Gett Шахар Вайсер.

Вся лента