«Все решения в отношении Турции будут нести тень этой трагедии»

В Москве возмущены реакцией Запада на сбитый Турцией российский Су-24

В Госдепартаменте США не исключают, что стрельба в катапультировавшихся пилотов сбитого в районе сирийско-турецкой границы российского самолета Су-24 была обороной. Отвечая в ходе брифинга на вопрос журналиста о том, можно ли квалифицировать стрельбу по катапультировавшимся пилотам в качестве обороны, господин Тонер пояснил, что в Вашингтоне «нет четкого понимания, что там (в ходе трагического инцидента.— “Ъ”) в действительности произошло». Представитель МИД РФ Мария Захарова осудила высказывание господина Тонера, призвав читателей своего аккаунта в Facebook «навсегда запомнить эти слова». Дипломатический источник в Москве заявил “Ъ”, что все решения России в отношении Турции «будут нести тень вчерашней трагедии».

В Вашингтоне не исключают, что стрельба в катапультировавшихся российских пилотов, открытая союзниками Анкары сирийским туркменами в момент, когда те были в воздухе, может быть приравнена к самообороне. «Если туркменские силы были атакованы российскими авиаударами, они могли защищаться»,— прокомментировал ситуацию со сбитым на сирийско-турецкой границе бомбардировщиком Су-24 представитель Госдепа США Марк Тонер. На уточняющий вопрос журналиста о том, можно ли называть самозащитой стрельбу в безоружных пилотов, господин Тонер ответил, что в Вашингтоне «нет четкого понимания того, что там в действительности произошло».

Представитель Госдепа отказался признать, что США и их союзники по НАТО после случившегося заняли сторону Анкары. «Турция имеет право защищать свою территорию, включая воздушное пространство»,— заявил господин Тонер, пояснив: в Вашингтоне не торопятся делать выводы по первоначальным оценкам, поступившим с места событий. «Мы (США.— “Ъ”) еще находимся в процессе выяснения обстоятельств»,— пояснил представитель Госдепа, дав понять: в Вашингтоне пока не готовы дать однозначный ответ даже на вопрос о том, нарушал или нет российский военный самолет турецкое воздушное пространство.

Представитель МИД России Мария Захарова жестко раскритиковала высказывания своего американского коллеги. В своем аккаунте в Facebook она призвала подписчиков «навсегда запомнить эти слова» и сама пообещала никогда не забыть их. Возмущение госпожи Захаровой вызвало оправдание господином Тонером факта стрельбы по безоружным пилотам.

Тем временем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган с трибуны Международного исламского экономического конгресса в Стамбуле объявил, что Турция не намерена раздувать конфликт из-за инцидента со сбитым самолетом. «Турция всегда выступала за мир, диалог, дипломатическое урегулирование, и после этого мы будем делать то же самое. Но пусть никто не ждет, что мы останемся глухи к нарушению наших границ». «Мы защищаем свою безопасность и права наших туркменских братьев»,— пояснил господин Эрдоган, добавив, что при атаке на Су-24 у ВВС Турции не было понимания, что самолет российский.

В Москве, впрочем, к аргументам господина Эрдогана пока не прислушались. Президент России Владимир Путин выступил с новыми обвинениями в адрес Реджепа Тайипа Эрдогана, обвинив того в проведении политики целенаправленной исламизации своей страны. Премьер РФ Дмитрий Медведев в своем аккаунте в Facebook заявил, что «Турция своими действиями продемонстрировала, по сути, защиту боевиков “Исламского государства”». Это, по словам премьера, «неудивительно с учетом имеющихся сведений о прямом финансовом интересе некоторых должностных лиц Турции, связанных с поставками производимых на принадлежащих ИГ предприятиях нефтепродуктов». «Ущерб будет трудно восполнить»,— прокомментировал господин Медведев будущее российско-турецких отношений.

А дипломатический источник “Ъ” в Москве предупредил, что инцидент со сбитым военным самолетом «будет иметь самые серьезные последствия для всего комплекса российско-турецких отношений». «Все решения в отношении Турции, которые отныне будут приниматься, будут нести тень этой трагедии,— заявил он “Ъ”.— То, то случилось с нашим самолетом, не имеет никакого оправдания и аналогов в современной истории».

Ольга Кузнецова, Елена Черненко


Огонь на расторжение

Турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24. По утверждению представителей Генштаба РФ, один из двух летчиков погиб. Был подбит и вертолет, участвовавший в спасательной операции, при этом погиб контрактник. Это первые официальные потери российской армии с начала сирийской операции. Случившееся 24 ноября — самый серьезный военный инцидент между Москвой и одной из стран—членов НАТО в постсоветской истории России. Читайте подробнее

Сведение счетов

Кризис в отношениях России и Турции непосредственно скажется на совместных бизнес-проектах, сообщили "Ъ" высокопоставленные источники. Первой жертвой может стать газопровод «Турецкий поток», переговоры по которому с Анкарой и раньше шли крайне сложно. Под угрозой также может оказаться строительство АЭС «Росатома» в Турции или, например, проход российских судов через черноморские проливы, хотя этот транзит по международным соглашениям может быть ограничен лишь в случае войны с Анкарой. Сама же Турция сильно зависит от поставок российского газа, но источники "Ъ" сомневаются, что этот инструмент давления будет применен сразу. Читайте подробнее

Вся лента