Групповой подход

Мнение / Артпоход

Как поменять любовь к аквапаркам и гаджетам на знания об импрессионизме и мифологии викингов

Галина Юзефович

Один из самых драматичных моментов в путешествии с детьми наступает тогда, когда интересы взрослых и юных участников предприятия трагически и неумолимо расходятся. Сколько бы книг по истории Италии эпохи Возрождения вы ни прочитали, готовясь к поездке во Флоренцию, как бы вдохновенно ни рассказывали о куполе Дуомо и тому подобных интересных вещах, все равно неизбежно наступит минута, когда сын или дочь посмотрят на вас проникновенно и произнесут сакраментальную фразу: "А поехали уже в аквапарк?" Или, что еще хуже, просто достанут iPad.

Этот миг — ощущение полного родительского фиаско. Не знаю, как у кого, а у меня в такие моменты в голове возникает отчетливое видение прочитанной мною некогда брошюры для родителей, желающих, чтобы их дети поступили в Университет Лиги плюща. Помимо другой полезной информации этот документ содержал вполне однозначный императив: ключевой фактор будущего успеха в жизни — это чтение и — внимание! — путешествия "с акцентом на культуру, искусство и историю". Бог с ней, с Лигой плюща, но как вообще увлечь ребенка готикой или пуническими войнами? О чем говорят эти люди — у них что, дети правда не хотят в аквапарк?..

Примерно обо всем этом мы разговаривали на дне рождения моего старшего сына с родителями его одноклассников, пока дети вдохновенно командовали пиратским кораблем и брали на абордаж вражеское судно. И оказалось, что проблемы у всех одни и те же. Я как обладатель гуманитарного образования пыталась таскать своих сыновей на античные руины и в средневековые замки и там рассказывать что-то сама. Другая мама — финансист — решала эту проблему при помощи квалифицированных гидов разной (скажем мягко) степени квалифицированности. Еще один папа — дизайнер — пытался по мере сил приобщать детей к визуальным искусствам, так же, как и мы, в процессе приобщения постоянно отбиваясь от призрака аквапарка.

CV

Галина Юзефович — литературный критик, культуролог, обозреватель сайта www.meduza.io. По образованию филолог-классик, много лет преподавала латынь и вела семинары по истории античной литературы. Сейчас преподает в НИУ ВШЭ и руководит мастерской литературной критики в школе Creative Writing School. Мама двоих сыновей — 8 и 12 лет.

С этого знаменательного дня рождения (всем лучшим в жизни мы определенно обязаны собственным детям) началась история нашего проекта ArtWeekend. Идея состояла в том, чтобы для путешествия собрать детей в стаю и, воспользовавшись стайными механизмами, мягко и незаметно поменять одни ценности (аквапарк) на другие — знания об импрессионизме или мифологии викингов. Постепенно идея, как водится, начала обрастать подробностями: поездка должна быть короткой, чтобы дети не успели устать и чтобы не пришлось долго прогуливать школу (на каникулы почти у всех свои планы). Дети должны приезжать с родителями, потому что родителям тоже интересно и вообще возможность качественно провести время с ребенком дорогого стоит. Поездка должна быть тематической: по Риму можно бродить вечно, но если пытаться рассказать сразу обо всем, то ребенка укачает на третьем часу. Поэтому, увы, либо ренессанс, либо античность, но не то и другое сразу. Преподавателем в поездке должен быть человек, который не просто знает то, о чем рассказывает, но и по-настоящему любит свой предмет — именно поэтому показывать детям Оксфорд мы позвали переводчицу и филолога Александру Борисенко, а в Израиль мы ездим в компании Линор Горалик, энтузиаста и знатока этой страны (не говоря уже обо всем остальном). Ну и, наконец, к собственно прогулкам необходимо добавить лекции, интересные задания, а также самостоятельную подготовку, в первую очередь чтение книжек.

Схема оказалась безупречной, причем ее возможности далеко превзошли те, о которых мы мечтали изначально. Во-первых, дети после первых же поездок не просто радостно сбились в стаю, но и начали дружить за пределами проекта, а вместе с ними и взрослые. Во-вторых, ценности, привитые во время поездок, оказались на диво живучими. Я собственными ушами слышала, как друг моего сына, чисто конкретный футболист 11 лет, недавно вернувшийся из поездки в Стамбул (речь шла об истории и культуре Византии), говорил своему немного опешившему от напора собеседнику: "Ты че, лох вообще? Это ж базилика — все знают!" Ну и, наконец, в-третьих, проблема аквапарка как-то незаметно рассосалась сама собой и без остатка — нет, он не был забыт и отвергнут, но теперь он конкурирует с музеями, картинными галереями и древними руинами вполне на равных.

Благодаря поездкам с ArtWeekend дети не перестают быть детьми и не становятся маленькими профессорами, чуждыми радостям iPad и озабоченными исключительно текстологией "Энеиды". Да и нужно ли нам это? Лично мне — точно нет. Но то, что благодаря таким путешествиям у них появляется некая новая область интереса, знаний и (уж если говорить все сразу и начистоту) любви — это установленный факт. Ведь любить греческие руины или английские литературные сказки XIX века определенно лучше, чем не любить. Любить вообще в среднем лучше, чем наоборот. И — еще раз — бог с ними, престижными университетами.

На заметку

Детская школа европейского искусства ArtWeekend призвана познакомить ребенка с широким спектром шедевров мирового искусства в обширном культурно-историческом контексте непосредственно в художественных столицах мира.

www.artweekend.ru

Тепло в подарок

"Закажи свитер Hroost, и мы изготовим сразу два свитера: первый мы отправим тебе, а второй передадим в детский дом. Фото ребенка, получившего помощь, мы пришлем на почту" — так звучит идея русского краудфандингового проекта Hroost, собирающего средства на "Бумстартере". В течение трех лет Hroost делает молодежную одежду: футболки, рубашки, свитеры, кепки и рюкзаки. Идея благотворительного проекта проста: можно выбрать понравившуюся модель из предложенных на сайте, указать цвет ткани для однотонного свитера с логотипом на груди или же самостоятельно создать дизайн свитера с собственным принтом, воспользовавшись специальным онлайн-конструктором. Второй точно такой же свитер будет отправлен ребенку из детского дома. Благотворительный проект уже начался и собирает деньги на boomstarter.ru. В результате кампании сотни детей из детских домов получат красивые, теплые и функциональные свитеры с уникальным дизайном.

www.hroost.com

Вся лента