"ЗапСиб-Транссервис" теряет колеса

"ВТБ-Лизинг" забрал у компании 40% ее вагонов

Выставленный на продажу железнодорожный оператор "ЗапСиб-Транссервис" (ЗСТС) лишился части своих активов: по данным источников "Ъ", "ВТБ Лизинг" забрал у компании из лизинга 5 тыс. вагонов — 40% всего парка. По данным "Ъ", эти вагоны могли быть потом переданы в аренду Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина. С утратой части парка стоимость ЗСТС, по оценкам экспертов, упадет с 3-3,5 млрд руб. до 2 млрд руб. Для ПГК, напротив, конъюнктура довольно удачная: после массовых списаний вагонов и на локальном пике спроса доходность оперирования на 30% превышает среднюю арендную ставку.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

"ВТБ Лизинг" забрал у "ЗапСиб-Транссервиса" из лизинга 5 тыс. вагонов, сообщили "Ъ" несколько источников среди железнодорожных операторов и лизинговых компаний. Два собеседника "Ъ" уверяют, что затем эти же вагоны были отданы в аренду Первой грузовой компании Владимира Лисина. В ЗСТС "Ъ" эту информацию не подтвердили, в "ВТБ Лизинге" и ПГК отказались от комментариев. Но ПГК в раскрытии сообщила о рассмотрении советом директоров 12 октября крупной сделки об аренде вагонов у "ВТБ Лизинга".

ЗСТС, оперировавший парком в 12,8 тыс. вагонов (9,1 тыс. — в собственности и финансовом лизинге), был в августе выставлен на продажу. Консультант по сделке Райффайзенбанк сообщил в тизере, что акционеры готовы продать долю стратегическому инвестору (см. "Ъ" от 15 сентября). По "СПАРК-Интерфакс", акционеры ЗСТС — гендиректор Андрей Муравьев (32,5% акций), Вадим Пешат, Леонид Шайман и Александр Игнатов (по 22,5%). ЗСТС работает в основном в Сибири, 97% грузовой базы — металлы и уголь. Выручка ЗСТС за первое полугодие по МСФО — 4,1 млрд руб., чистый убыток — 263,6 млн руб.

На тот момент компанию эксперты оценивали в 3-3,5 млрд руб. С утратой части парка, по мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, стоимость ЗСТС упадет до 2 млрд руб., но сейчас на рынке нет покупателя, который готов был бы платить и эти деньги за компанию без гарантированной грузовой базы, то есть не за кэптивного оператора. Консультанты по сделке вчера не были доступны для комментариев.

Для ПГК привлечение парка сейчас выгодно. С третьего квартала, отмечает господин Бурмистров, доходность полувагонов растет из-за списаний (за девять месяцев года — 50,9 тыс. вагонов) и пика спроса по перевозкам щебня, где грузоотправители, подстегиваемые сжатыми сроками освоения бюджетов, вынуждены платить на 30-35% выше прейскуранта, или более 1000 руб. за вагон в сутки. В декабре этот ажиотаж закончится. В октябре средняя доходность оперирования полувагонами выросла и составляет от 580 руб. в сутки у ЦФТО (структура ОАО РЖД, управляющая парком Федеральной грузовой компании) и до 750 руб. в сутки у Globaltrans. Средняя доходность у ПГК превышает 650 руб. в сутки на вагон, что при среднем уровне лизинговых арендных ставок в 500 руб. в сутки позволяет эффективно привлекать парк, замечает эксперт. Таким образом, при трехлетнем контракте стоимость аренды 5 тыс. полувагонов превысит 2,7 млрд руб., а совокупный доход ПГК от оперирования за вычетом расходов на аренду составит около 700 млн руб.

Наталья Скорлыгина

Вся лента