Интернет-торговля как спасение

конкуренты

Кризис заставляет компании пересматривать свое отношение к логистическим услугам. Сейчас для них важна не столько скорость доставки, сколько ее цена: все больше заказчиков готовы экономить на экспресс-доставке, предпочитая более длительную, но дешевую транспортировку. Исключение составляют интернет-магазины. Сегмент онлайн-торговли активно развивается, обеспечивая спросом услуги экспресс-операторов, несмотря на общее снижение экономической активности. Однако для интернет-магазинов важно не столько соблюдение сроков доставки, сколько дополнительные сервисы. В результате в борьбе за клиента экспресс-операторы предлагают услуги, не просто направленные на совершенствование имиджа компании, а призванные улучшить ее бизнес-показатели.

Спрос на рынке экспресс-доставки, по оценкам экспертов, упал в этом году на 20%

Фото: РИА НОВОСТИ

Для сегмента B2B высокая скорость доставки в классическом формате экспресс-перевозок (от двери за 48 часов) теряет актуальность — гораздо более важными факторами для клиентов становятся цена, качество транспортировки и соблюдение ее сроков, говорит директор департамента доставки ПЭК Алексей Оськин. Все это привело к снижению спроса на рынке экспресс-доставки, по оценкам экспертов, на 20%.

Основным стимулом для развития рынка экспресс-доставки в условиях кризиса остался рынок интернет-торговли. В этом сегменте сохранился рост, несмотря на резкое снижение доходов россиян из-за падения курса рубля.

По данным компании Data Insight, анализирующей интернет-рынок в России, если сравнивать первое полугодие 2015 года с первым полугодием 2014 года, то количество покупок в российских интернет-магазинах выросло на 8%, а во втором квартале — на 4%. "Это рекордно низкий показатель,— говорит партнер Data Insight Борис Овчинников.— Для сравнения: во втором квартале 2014 года рост был в два раза больше — 8%". Всего же в 2014 году внутрироссийская интернет-торговля выросла на 35%, объем покупок (их общая сумма) достиг 560 млрд руб. Однако если сравнивать со снижением спроса в оффлайновой рознице, которое в Data Insight оценивают в 10%, интернет-рынок по-прежнему демонстрирует положительную динамику.

По мнению Алексея Оськина, ключевую роль в росте онлайн-продаж играет проникновение интернета в регионы, развитие рынка перевозок и дистрибуции. Кроме того, среди факторов, влияющих на развитие онлайн-сегмента, Дарья Киселева, старший специалист по маркетингу логистического агентства 20А, называет нарастающий тренд в стрит-ритейле. "Открытие собственного интернет-магазина является имиджевой составляющей",— подчеркивает эксперт. В результате растет спрос на качественные фулфилмент и экспресс-доставку.

Еще одним фактором, благоприятствующим развитию рынка экспресс-доставки, стало сотрудничество участников Таможенного союза (Белоруссии, Казахстана и России) между собой, что привело к увеличению потоков корреспонденции и посылок между партнерами, отмечает Дарья Киселева, старший специалист по маркетингу логистического агентства 20А.

Таким образом, рынок-экспресс-доставки замедлился, однако критического сбоя не произошло, говорят перевозчики.

В то же время борьба за клиентов среди операторов обострилась. По словам Александра Семенова, генерального директора "ЕМС Гарантпост", операторы вынуждены снижать тарифы на 5-30% в зависимости от сегмента рынка. Делать это непросто, поскольку издержки экспресс-операторов увеличились из-за роста цен на топливо и введения новых транспортных сборов, напоминает Оксана Засобина, руководитель направления e-commerce "Молком". Поэтому слишком сильный демпинг чреват для логистических компаний банкротством, а для их клиентов — убытками.

Лучшим выходом из ситуации становится максимальная оптимизация логистического процесса и расходов, связанных с ним, а также развитие новых сервисов и услуг — именно они помогают привлечь новых клиентов, нивелировать негативные последствия кризиса и сохранить доходность на планируемом уровне.

Несмотря на кризис, ключевыми игроками в сегменте экспресс-доставки по-прежнему остаются EMS "Почта России", DHL Express, TNT Express, FedEx, DPD, PONY Express, "СПСР-Экспресс", Major Express. Как отмечают эксперты, уверенную позицию на рынке им обеспечивают собственная региональная сеть — как филиальная, так и агентская — и качество обслуживания, включающее онлайн-сервисы.

"Кризис задал новый тренд — формирование стандартов в индустрии курьерских услуг, которые при этом не были бы "тайным знанием" самих игроков рынка, но понятны и полезны их заказчикам — интернет-магазинам",— говорит Алексей Прыгин, генеральный директор "МаксиПост". Так, последние стали более серьезно относиться к таким показателям, как процент выкупа, скорость возврата денег, сроки доставки, гибкость, готовность внедрять новые услуги и т. д., и оценивать надежность поставщиков по совокупности показателей, не концентрируясь исключительно на цене. И если раньше заказчиков волновали только два стандартных вопроса — соблюдает ли оператор сроки доставки и какой у него тариф, то сейчас клиентов интересует, как, например, устроена система оповещения покупателей, как мотивированы курьеры, как организована работа со статусом посылок, отмечает господин Прыгин.

В результате большинство услуг, которые запускают сейчас экспресс-операторы,— это практичные сервисы, которые напрямую влияют на бизнес-показатели заказчиков. Так, компания DPD предлагает сервис Predict, который позволяет получателям посылок из интернет-магазинов договариваться о точном времени доставки, что повышает процент выкупа доставляемых посылок. "МаксиПост" предлагает клиентам "страхование от возвратов": оно позволяет торговой точке онлайн оплачивать доставку только выкупленных посылок. "Процент экономии при подключении этой услуги составляет до 40% от общей стоимости услуг по доставке возвратных посылок",— отмечают в компании.

Служба доставки B2CPL запустила новое направление — возвратную логистику, которая дает возможность физическим лицам--покупателям интернет-магазинов отправить не подошедшие товары обратно через службу компании. "Эта услуга очень востребована населением, так как существенно упрощает процедуру возврата товара в интернет-магазин, делает ее более прозрачной и надежной по сравнению с традиционным каналом возврата товара через "Почту России"",— отмечает глава B2CPL Матвей Козловский.

Помимо новых услуг появляются и новые форматы, например сервисы, обеспечивающие информационный обмен между интернет-магазинами и логистическими компаниями, такие как Api Ship и Delivia, отмечают в "МаксиПост". Набирают популярность и агрегаторы, например Checkout и Dinvio: они дают интернет-магазинам возможность выбрать исполнителя-оператора по одной цене.

В результате качество услуг экспресс-операторов растет вместе со спросом со стороны клиентов, которые, в свою очередь, получают улучшенный сервис без дополнительных вложений.

Компенсировать потери кризиса логисты рассчитывают в четвертом квартале 2015 года — за счет новогоднего бума. Участники рынка надеются, что традиционный рост спроса и увеличение объемов грузоперевозок повторятся, что даст им возможность заработать так же, как в предыдущие годы.

Мария Карнаух

Вся лента