«Важность рекомендаций становится больше»

Amazon поборется с фейковыми покупателями в суде

Amazon подал в суд на пользователей, которые оставляют фальшивые комментарии о товарах. Ответчиком по делу выступают более 1 тыс. человек. По данным британской прессы, все они фрилансеры. Через сайт-биржу они предлагали продавцам оставить положительный отзыв на товар всего за $5. В ходе собственного расследования интернет-магазин установил IP-адреса таких пользователей, и теперь через суд хочет обязать их выдать нечестных продавцов. Пока что ни у покупателя, ни у торговой площадки нет технической возможности определить подложные рекомендации, но возможно, вскоре ситуация изменится, считает директор компании «101 стартап» Михаил Гуревич.

Фото: Shailesh Andrade, Reuters

«Важность этих рекомендаций становится больше, потому как уже сами системы-агрегаторы, которые собирают разного рода товары, основывают свой рейтинг на отзывах потребителей. Существуют и развиваются новые технологии, которые способны оценить, насколько тот или иной отзыв адекватен. Очень многие хозяева сайтов сами начинают нажимать на свои баннеры, но доход от этого не повышается, потому как система контекстной рекламы уже умеет отслеживать, как часто тот или иной потребитель нажимал на рекламу. То же самое со временем возникнет и в рекомендательных сервисах», — ожидает Гуревич.

Как отмечают в компании Amazon, из-за лживых и недостоверных отзывов серьезно пострадала репутация ритейлера. В России популярны подобные способы получения рекомендаций. При этом многие продавцы не понимают, что на самом деле это портит их имидж, отметил председатель Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

«Проблема, безусловно, актуальна, репутационные потери, конечно, есть, хотя Россия — не страна репутационных потерь. Я понимаю, почему Amazon беспокоится о своей репутации. У нас очень многие компании вообще не имеют даже понятия, о чем речь. Такие услуги в России есть, приходится периодически встречаться с историями накрутки отзывов в компаниях. Еще есть одна очень интересная штука — можно написать конкурентам отрицательные отзывы. Периодически агрегаторы проводят такого рода "чистки", а тут, конечно, больше всего страдает даже не компания, а реальный покупатель», — пояснил Иванов «Коммерсантъ FM».

Пока не появились технические способы борьбы с ложными отзывами, пользователям придется самим стараться обезопасить себя от рискованных покупок. Это отметил соучредитель аналитической компании Data Insight Борис Овчинников.

«Надо внимательно смотреть на тот язык, которым написаны отзывы, смотреть на то, насколько разные отзывы об интернет-магазине похожи друг на друга или, наоборот, непохожи. Когда люди пишут за деньги, они неизбежно пишут примерно одинаково, выделяют одни и те же положительные стороны магазина. Отзыв все-таки выглядит не совсем как искренний порыв человека, который хочет сказать что-то хорошее о понравившемся магазине. Второй рецепт — наверное, не бояться магазинов, у которых много положительных отзывов, но есть и отрицательные, и, наоборот, остерегаться тех, у кого исключительно положительные отзывы, потому что у реально популярного магазина неизбежно часть отзывов будет негативной», — посоветовал Овчинников.

В апреле Amazon инициировал аналогичное судебное разбирательство. Интернет-магазин подал иск в отношении нескольких сайтов. Они также обещали продавцам Amazon купить у них высокие оценки товаров. По данным блога TechCruch, большинство этих сайтов были закрыты.

Анастасия Веденеева

Вся лента