Правила игры

в раздачу господдержки определяет заместитель редактора отдела бизнеса Егор Попов

В конце прошлой недели для российского авторынка, падающего уже более двух лет, возможно, прозвенел очень тревожный звонок, означающий, что в следующем году денег на масштабную господдержку в бюджете может не оказаться. По словам моих источников, Минпромторг разослал лизинговым компаниям письма, в которых сообщил, что финансирование по программе льготного автолизинга (предусматривает субсидию 10% от аванса за автомобиль) уже исчерпано. Поэтому участники программы должны завершить прием заявок. По данным источников в автопроме, такие же уведомления автоконцерны сейчас рассылают дилерам.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

На первый взгляд ничего необычного — просто участники программы получили заявки под все предусмотренные деньги. Замглавы Минпромторга Александр Морозов еще 8 сентября говорил, что программа оказалась "на удивление" эффективной — целевой показатель был на уровне 16 тыс. машин, но к 30 августа заключено уже 18,9 тыс. договоров лизинга. Сейчас, по моим данным, количество договоров уже приблизилось к 20 тыс. штук.

Раньше такое перевыполнение плана подталкивало государство подбрасывать дополнительные средства на поддержку автопрома. Ведь это означало, что меры поддержки действительно работают. Так уже было и с программой льготного лизинга, на которую изначально было выделено 2,5 млрд руб., а затем добавлен еще 1 млрд руб. Так же правительство поступило и с госпрограммой обновления автопарка: когда автоконцерны выбрали выделенные 10 млрд руб., государство добавило еще 5 млрд руб., а затем пообещало и новый транш в том же объеме. Основные участники рынка и сейчас продают машины со скидкой, зная, что государственные деньги придут и компенсируют их затраты. Такая же ситуация с дополнительным миллиардом на льготный лизинг — эти деньги дойдут до компаний только к концу года, но это вовсе не останавливало их от участия в программе. Более того, государство никогда не давало рекомендаций прекращать работу по программам поддержки спроса, а, наоборот, гарантировало, что затраты участников рынка будут возмещены.

Но теперь в Минпромторге, похоже, не уверены, будут ли деньги на масштабную поддержку авторынка в 2016 году. Действительно, после решения о переходе на однолетний бюджет, который сегодня будут обсуждать у Владимира Путина, ясности с лимитами господдержки нет, и их объем вполне может быть урезан. Александр Морозов еще в конце августа признавал, что для автопрома ситуация с бюджетом 2016 года "весьма непростая" — туда пока не включены программы обновления автопарка, автокредитования и автолизинга. Если бюджет сверстают в таком виде, то надежды участников рынка хотя бы на заморозку спада продаж автомобилей на уровне 2015 года станут эфемерными.

Вся лента