Ждущие вместе

Мария Лобанова — о наиболее значимых проектах Московской биеннале современного искусства

С 22 сентября по 1 ноября 2015 года в Москве пройдет биеннале современного искусства, несмотря на сложный политический контекст и "ироничный" бюджет

Мария Лобанова

Основная экспозиция биеннале откроется на территории ВДНХ. Кураторами главного проекта стали Барт де Баре, директор музея современного искусства MUHKA в бельгийском Антверпене, Дефне Айяс, директор Центра современного искусства "Витте де Вит" в Роттердаме, и Николаус Шафхаузен, директор выставочного центра "Кунстхалле Вена" в Вене. Комиссар 6-й Московской биеннале Иосиф Бакштейн объяснил "Огоньку", чем обусловлен выбор кураторов: "Барта де Баре мы пригласили, потому что он с большим интересом относится к русскому искусству. Он несколько раз делал выставки русского искусства в своем музее в Антверпене, я сам на них бывал. Затем, когда мы переехали из Манежа на ВДНХ и расширился масштаб проекта, мы решили пригласить еще двух кураторов — Дефне Айяс и Николауса Шафхаузена". Кстати, с переносом биеннале с территории Манежа на территорию ВДНХ были связаны основные технические трудности. По словам заместителя генерального директора ВДНХ Ирины Гординой-Невмержицкой, основной проблемой стало пересечение по датам биеннале, московского фестиваля света и форума "Открытые инновации". Однако на данный момент, по словам организаторов, "все сложности устранены".

Основной проект в этом году разделился на две части: "событийную", в рамках которой будут проходить выступления спикеров, перформансы, дискуссии (22 сентября — 1 октября), и "экспозиционную", которая представит архивные работы художников предыдущих лет, а также новые работы. Они будут созданы на территории ВДНХ приглашенными художниками в течение 10 дней, пока идет биеннале. Такое разделение было вызвано "ироничностью" бюджета биеннале, как выразился Иосиф Бакштейн. На перевозку арт-объектов пришлось бы затратить куда больше средств, чем на их создание прямо на месте. Основной источник финансирования биеннале — Министерство культуры РФ, а также частные спонсоры.

В рамках "событийного проекта" в Центральном павильоне ВДНХ выступит теперь уже бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис. Его выступление будет посвящено теме, которая совпадет с одним из девизов нынешней биеннале: "Как жить вместе?" — имеется в виду, конечно, возможность сосуществования разных цивилизаций и культур. Кроме Яниса Варуфакиса ответ на этот вопрос будут искать ректор Erasmushogeschool в Брюсселе, футуролог Майя ван Леемпут и американский социолог и экономист Саския Сассен.

На биеннале также предусмотрена параллельная программа. Она даст возможность представить свои экспозиции московским галереям современного искусства, среди которых Paperworks, VP Studio, Открытая галерея, Файн Арт и другие. Ожидается, что будет представлено более 80 работ на более чем 40 экспозиционных площадках. Площадками биеннале также станут Третьяковская галерея и ГМИИ им. Пушкина.

Основной темой биеннале станет акцент на культурно-территориальной специфичности. От предыдущих 6-я Московская биеннале отличается также социальной направленностью. Именно поэтому кураторы избрали девизом биеннале "Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия", а участниками станут не только художники, но и политологи, социологи, экономисты. Как пообещал комиссар биеннале Иосиф Бакштейн, в день открытия, 22 сентября, состоятся вечерние дискуссии с двумя культовыми фигурами современности — американским экономистом Саскией Сассен и знаменитым голландским архитектором Ремом Колхасом.

По мнению художника Ивана Плюща, участника многих европейских биеннале, принципиального отличия между Московской биеннале и похожими европейскими нет, поскольку над концепцией московской работают те же кураторы: "Специфика московской — в малом бюджете" и соответственно в меньшем масштабе.

"Огонек" изучил три наиболее значимых проекта предстоящей биеннале.

"My Red Homeland" Аниша Капура

Аниш Капур — один из самых влиятельных скульпторов современности. Британский художник индийского происхождения, он был первым современным мастером, экспонирующимся в Королевской академии художеств в Лондоне. Он представлял Великобританию на Венецианской биеннале. Недавно Аниш Капур шокировал критиков-искусствоведов своей выставкой в Версальских садах: прямо на центральной аллее была расположена инсталляция Капура "Грязный уголок". В Москве Аниш Капур представит выставку "My Red Homeland" ("Моя красная родина"). Три скульптуры будут интегрированы друг с другом с помощью пустот или зеркал; работы выполнены из красной стали и воска. Открытие выставки в Еврейском музее и центре толерантности будет также сопровождаться презентацией первой монографии Аниша Капура и его лекцией.

Ретроспектива Луиз Буржуа

Самые известные работы Луиз Буржуа (1911-2010), американской художницы и скульптора французского происхождения, лауреата премии Вольфа,— пауки, выполненные из различных материалов, чаще всего из стали. Паук ассоциируется у Буржуа не с ужасом, а с заботой. Один из самых известных пауков Луиз сейчас располагается рядом с Национальный галереей Канады и носит имя "Мама". Буржуа переворачивает и другие символы с ног на голову: инсталляция в форме фаллического символа носит название "Девочка", а в работе "Клетка" дом является не символом домашнего очага, а метафорой ограничения свободы.

Ретроспектива работ Луиз Буржуа откроется в центре современного искусства "Гараж" — это будут те самые знаменитые пауки. "Невероятный проект художницы, которая подвергала сомнению любые принципы искусства",— по словам куратора музея "Гараж" Кейт Фаул.

"Смещения" Михаль Ровнер

Михаль Ровнер — израильская художница, заявившая о себе на Венецианской биеннале 2003 года. Тогда ее инсталляция "За порядок? Против порядка?" впечатлила многих. Михаль Ровнер известна своими видеоинсталляциями. Видеофреска Михаль "Переходы" является частью постоянной экспозиции в неапольском метро. В 2018 году должен открыться ее видеопроект в лондонском метро.

На 6-й Московской биеннале Михаль представит проект "Смещения". Инсталляция будет включать в себя работы "Переходы" и "Трещины времени". На видеофресках Михаль полчища маленьких человечков образуют единое целое. Свои изображения, не имеющие ни начала, ни конца, Ровнер переносит на фигурные поверхности. Тысячи маленьких человечков, увековеченные в камне, на стенах, словно совокупность всего человеческого опыта, культуры.

***

"Как людям ужиться вместе, при этом сохранив свою идентичность?" — вопрос более чем актуальный, хотя и слишком общий. Такой лозунг подошел бы любому арт-фестивалю или выставке. Московская биеннале в этом году оказалась в сложной ситуации из-за политического контекста: с одной стороны, нужно демонстрировать открытость миру, с другой — подчеркивать неповторимость и суверенность. Собственно говоря, внутренняя противоречивость этой задачи и объясняет некоторую концептуальную робость нынешнего смотра. Заметно, что для нее в этом году главное — продержаться, выжить, а не потрясти воображение. Что, впрочем, совпадает с общим настроением в российском обществе.

Вся лента