Госслужащим запретили покупать автомобили дороже 2,5 млн рублей

и смартфоны дороже 15 тыс. руб.

Руководители российских федеральных органов власти с 2016 года не смогут заказать себе автомобили стоимостью свыше 2,5 млн руб и смартфоны дороже 15 тыс. руб. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. По мнению эксперта и собеседника “Ъ” в BMW, норма по части автомобилей вряд ли будет работать эффективно, поскольку ограниченные лимитом госслужащие «всегда смогут прибегнуть к операционному лизингу».

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Как отмечается в справке к документу (вступит в силу с 2016 года), он направлен «на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств». Требования по стоимости установлены, в частности, для легковых служебных автомобилей. В документе оговаривается, что руководитель федерального государственного органа или его заместитель могут закупить автомобиль не дороже 2,5 млн руб. и с мощностью не более 200 л. с. Глава или замглавы федерального агентства при покупке автомобиля будут ограничены суммой 2 млн руб., а руководитель или заместитель структурного подразделения федерального госоргана — 1,5 млн руб. Кроме того, лимит по цене определен для телефонов и смартфонов федеральных руководителей и составит 15 тыс. руб.

Тема ограничения стоимости автомобилей для чиновников активно обсуждается последние несколько лет. Весной 2013 года на сайте Российской общественной инициативы 100 тыс. подписей собрало предложение оппозиционера Алексея Навального о максимальной цене служебного автомобиля 1,5 млн руб. Однако рабочая группа во главе с министром по делам «Открытого правительства» Михаилом Абызовым тогда сочла излишним законодательно ограничивать чиновников в закупке автомобилей, поставив под сомнение саму необходимость служебного транспорта для чиновников (см. “Ъ” от 23 сентября 2013 года). В июле 2013 года Дмитрий Медведев установил выплату компенсации госслужащим за использование личного транспорта в служебных целях (например, для машин с объемом двигателя свыше 200 л. с.— 3 тыс. руб. в месяц). Депутаты Госдумы от «Единой России», представляющие «Общероссийский народный фронт» (в том числе Вячеслав Лысаков), в 2013 году также вносили в парламент похожий документ. Они предложили для служебных автомобилей обычных чиновников установить планку 1,2 млн руб., а для руководителей министерств и ведомств — 3 млн руб. Законопроект прошел только первое чтение.

Согласно техническому регламенту, чиновники имеют право закупать только машины производства Таможенного союза, причем с каждым годом требования по уровню локализации закупаемых государством машин растут. Если с 2015 года необходимо выполнение локально как минимум шести производственных операций (в частности, монтаж силового агрегата и задней подвески, сборка и окраска кузова), то с 2016 года их количество вырастет до семи, с 2017 года — до одиннадцати.

В BMW (выпускают на калининградском «Автоторе» почти весь модельный ряд) рассказали, что процент прямых госзакупок у представительства довольно низкий — 1,5%. Наиболее популярные модели в этой доле — BMW пятой серии, отметили в компании. «Как правило, в максимальной комплектации машины не заказывают»,— подчеркнул представитель. По новым правилам, в пределы 2,5 млн руб. из пятой серии BMW попадают лишь две модели — 520i (2,25 млн руб.) и 520d (2,3 млн руб.). Один из крупнейших дилеров, торгующих премиум-классом, сообщил, что большинство чиновников и ранее укладывалось в рамки нового постановления — машины в основном закупались бизнес-класса, тогда как на представительский класс приходилось максимум 20% продаж. Собеседник предположил, что «при особом желании ездить на BMW седьмой серии», госслужащие «всегда смогут прибегнуть к операционному лизингу».

Юрист проекта «Роспил» Любовь Соболь также полагает, что лимит на цену автомобиля — «полная профанация», поскольку ограничение вводится только на первичную покупку бензиновых автомобилей, но не касается аренды. «Широкого воздействия ограничение не повлечет, потому что давно сформировалась практика, что автомобили в основном арендуют, причем дорогостоящих марок»,— сказала госпожа Соболь. Ограничение по закупке смартфонов, по ее мнению, должно работать: «Но у меня как у гражданина вопрос, почему чиновники вообще покупают телефоны за бюджетные деньги?» Вячеслав Лысаков сказал “Ъ”, что нужно было подрезать «аппетиты чиновников»: «Мы первые в ОНФ идею эту подняли, правительство подхватило этот флаг». Законопроект, соавтором которого является господин Лысаков, «немножко завис» в Госдуме, говорит он: «Фактически мы вышли на один порядок цены, за 1 млн 200 тыс. руб. можно купить автомобиль почти бизнес-класса».

Кроме машин дороже 2,5 млн руб. с 1 января 2016 года чиновники не смогут закупать смартфоны дороже 15 тыс. руб., следует из постановления, подписанного премьером Медведевым. Правила, которые определяют требования к закупаемым товарам и услугам, говорится в пояснительной записке, направлены на то, чтобы не допустить закупки товаров и услуг «с избыточными потребительскими свойствами». Смартфоны стоимость до 15 тыс. руб. смогут купить за государственный счет только руководители и замглавы федеральных органов власти. Для их помощников действует ограничение в размере 10 тыс. руб., а специалистам данных ведомств придется довольствоваться смартфонами не дороже 5 тыс. руб. Таким образом, чиновники не смогут закупить за государственный счет не только флагманские модели популярных вендоров Samsung и Apple, но и российский смартфон YotaPhone 2, минимальная стоимость которого в России сейчас составляет 29,99 тыс. руб.

Наталья Корченкова, Таисия Бекбулатова, Яна Циноева, Мария Коломыченко


Зачем чиновников оденут в отечественное

Иностранные поставщики товаров легкой промышленности более не смогут участвовать в конкурсах на размещение госзаказа, постановило в августе 2014 года правительство. Главным условием для подачи заявки станет страна происхождения не только конечного товара, но также — материалов и полуфабрикатов. Не подпадают под действие новой нормы производители из Белоруссии и Казахстана, а также поставщики продукции, аналогов которой в Таможенном союзе не производится. Читайте подробнее

Вся лента