«Toyota хочет дать импульс развитию водородной отрасли»

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Гронский рассказал о новейших разработках автоконцернов в области водородного топлива.

Фото: Toyota

В конце минувшей недели в морских портах Бельгии и Британии из судна-автовоза на берег выехали несколько автомобилей. Незаурядным это событие делает то, что машины эти необычные. В движение они приводятся водородной установкой, а название носят — Toyota Mirai.

У себя на родине, в Японии, этот диковинный пока седан продается уже с декабря прошлого года. А нынешней весной Toyota удивила мир обещанием открыть всеобщий доступ к почти 6 тыс. патентов, касающихся водородных двигателей. Чем продиктована такая невиданная щедрость автогиганта? Все очень просто: Toyota хочет подстегнуть конкуренцию и дать импульс развитию водородной отрасли. Ведь самая главная проблема, мешающая этому развитию, — отсутствие сети заправок с пока еще редким видом топлива.

Лет десять назад этой темой активно занималась компания BMW. Участников Берлинского кинофестиваля катали на гидрогенных «семерках». А на одной из АЗС в окрестностях Мюнхенского аэропорта меня однажды отказались заправлять бензином: заправка эта отпускала только водородное топливо. В прошлом году компания Honda выделила почти $14 млн на строительство водородных станций в Калифорнии, потому что у нее тоже есть водородный автомобиль. Наконец, во многих странах есть государственные программы, поддерживающие этот экологически чистый вид транспорта. Ведь водород не горит и не дымит, а лишь превращается в электричество для питания электромотора. Свои наработки в строительстве водородных установок есть у компаний Ford, Volkswagen, Hyundai, но сделать предстоит еще очень многое.

Для справки. Первый патент на водородную силовую установку был выдан в Англии в 1841 году. Свою лепту внесли в это дело и отечественные инженеры. Я не о бомбе. Во время блокады Ленинграда одному из техников пришла идея использовать отработанный водород из заградительных аэростатов для грузовиков-«полуторок». А в 1979 году советскими инженерами был спроектирован микроавтобус РАФ, работающий на водороде и… на бензине. На всякий случай.

Вся лента