"Леопард" выбирает Корею

Закончился 68-й кинофестиваль в Локарно

Фестиваль кино

Фото: Festival del film Locarno

На 68-м Международном кинофестивале в Локарно главный приз "Золотой леопард" присужден фильму корейского режиссера Хон Сан Су "Прямо сейчас, а не потом". Это и большинство других решений жюри поддерживает АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

О конкурсном корейском фильме мы писали (см. "Ъ" от 14 августа) как об одном из лучших. И хотя шедевром его не назовешь, но простодушное обаяние и легкое дыхание выгодно отличали его от других картин локарнского конкурса, часто перегруженных идеологически или эстетически. Однако, выделив именно такую, приятную во всех отношениях, ироническую love story, другими важными призами жюри отметило работы более спорные и радикальные.

Вторая по списку награда — спецприз жюри — присуждена израильскому фильму "Тиккун" Ашивая Сивана (см. "Ъ" от 14 августа). В отличие от корейского, он тяжеловесен и неприятен, как неприятен сам его материал — замкнутая и косная среда религиозных ортодоксов, как мучителен его стиль — черно-белый экспрессионизм. Откровенность, с какой показана встреча молодого героя со стихией сексуальности, может шокировать, но главное, что фильм на глазах набирает актуальность. Расстрел карикатуристов во Франции, убийство на гей-параде в Израиле, уничтожение скульптур Сидура в России — свидетельства роста религиозного (не важно, какой конфессии) фанатизма и вандализма, так что фильм бьет прямо в цель.

Этой же картине досталось от жюри специальное упоминание за операторскую работу, а за сценарий отмечен японец Хамагути Рюсукэ, автор фильма "Счастливый час". Поистине самоотверженное решение, ведь жюри (а в него входил среди прочих 88-летний голливудский ветеран Джерри Шацберг) потратило на просмотр этой картины больше пяти часов своей жизни и признало ее не только не затянутой, но выдающейся по драматургии. Должен сказать, что и я не мог оторваться от этого зрелища, состоявшего большей частью из разговоров четырех подруг — героинь удивительной психодрамы, заставляющей вспомнить и "Сцены из супружеской жизни" Ингмара Бергмана, и классиков японского кино. Абсолютно оправдано и решение наградить всех четырех актрис из этого фильма (Танака Саси, Кикути Хазуки, Минара Маико, Кавамура Рира), представляющих японскую актерскую школу в самом ее цветении.

Что касается лучшей мужской роли, то за нее награжден Чон Чжэ Ен из корейского фильма-победителя, что выглядит некоторым перебором. С ним вполне могли бы конкурировать и Марко Николич, сыгравший сербского генерала в бегах у Бакура Бакурадзе в "Брате Дэяне", и исполнители главных ролей в "Зимней песне" Отара Иоселиани. Да и сами эти фильмы могли бы претендовать на внимание жюри, во всяком случае больше, чем "Космос" Анджея Жулавского (по мотивам романа Витольда Гомбровича). Однако именно этот польский режиссер, большую часть жизни проработавший во Франции, оказался обладателем приза за лучшую режиссуру, что, скорее всего, надо признать причудой жюри (возможно, ее инициировал ценитель экранного декаданса актер Удо Кир).

Фестиваль в Локарно, не ограничиваясь главным конкурсом, показал огромную программу фильмов на все вкусы, не только современных, но и классических. Особенное внимание уделили периоду 1960-1970-х годов: в это время сняли свои лучшие картины Марлен Хуциев и Сэм Пекинпа, которым были посвящены персональные ретроспективы. Хуциева еще в те времена называли советским Антониони, а вот Пекинпа с его "Дикой бандой" и "Соломенными псами" слыл одним из первых поэтов насилия. Сегодня, после пережитой "эры Тарантино", эпидемии постмодернизма и бума новых технологий, насилие в фильмах Пекинпа перестало выглядеть страшным, а присущая его фильмам мощная кинематографическая поэзия осталась. И не так уж неожиданно прозвучало признание режиссера в посвященной ему документальной ленте, что он никогда не понимал логику Голливуда, а его мечтой было снять свою версию фильма Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде".

Самыми массовыми на фестивале были вечерние просмотры в открытом кинотеатре на Пьяцца Гранде. Там крутили и классику — "Кулаки в кармане" Марко Беллоккьо и "Охотника на оленей" Майкла Чимино (далеко за полночь центр города оглашали русские песни в знаменитой сцене свадьбы), и индийские блокбастеры, и французские лесбийские драмы. В один из вечеров показали "Амнезию" Барбе Шредера — антифашистскую мелодраму с пожилыми швейцарскими звездами Мартой Келлер и Бруно Ганцем. Героиня Келлер — таинственная дама, живущая на Ивисе в доме без электричества и говорящая исключительно по-английски,— знакомится с немецким юнцом, годящимся ей во внуки, между ними вспыхивает легкий флирт. Когда появляется дед героя (Бруно Ганц), выясняется, что он во время Второй мировой был надзирателем в концлагере, а главная героиня, став в глубокой юности свидетельницей преступлений фашизма, бежала из Германии и отказалась от немецкого языка.

Политические реалии проникали на экраны Локарно с разных сторон. В конкурсе дебютов одним из призов отмечен фильм Елены Хоревой "Киев--Москва". На самом деле он снят коллективом документалистов, и в Локарно была представлена только первая часть, непосредственно связанная с событиями украинского Майдана и его ближайшими последствиями. В "Неделе критики" — программе, ежедневно собиравшей толпы фанатов документального кино,— показали "Лампедузу зимой" Якоба Броссмана, хронику повседневной жизни ставшего знаменитым итальянского острова. Этот фильм отмечен "Золотым боккалино" (боккалино — керамический кувшин для вина, типичный для кантона Тичино) — призом швейцарских критиков, формирующих "Неделю критики". Они же присудили специальный "Золотой боккалино" Никите Михалкову — в ознаменование 120-й годовщины со дня изобретения кинематографа.

Вся лента