Сургут перелетает в ХМАО

Аэропорт города передают на баланс региона

Администрация Сургута (ХМАО) намерена передать в собственность автономного округа аэровокзальный комплекс международного ОАО «Аэропорт Сургут». О подготовке соответствующих документов рассказал глава Сургута Дмитрий Попов. Смена собственника необходима для участия аэропорта в окружных инвестиционных программах, за счет которых будет проведена его реконструкция и увеличена пропускная способность объекта. Эксперты считают передачу объекта окружным властям вынужденной мерой для сохранения работоспособности стратегического объекта.

Авиакомпания UTair должна была стать основным инвестором аэропорта Сургута, но  оказалась на грани банкротства

Фото: Александр Онопа, Коммерсантъ

О передаче в собственность правительства ХМАО имущественного комплекса международного аэропорта «Сургут» (принадлежит городским властям) и безвозмездной передаче 19% долей в ОАО «Аэропорт Сургут» (оператор аэропорта) в ходе пресс-конференции сообщил глава Сургута Дмитрий Попов. По его словам, вопрос о передаче зданий аэровокзального комплекса поднимался четыре года назад, в 2011 году. «Здание аэровокзала требовало реконструкции, но муниципалитет не мог это финансировать. На тот момент были подготовлены соответствующие документы, произведена оценка, однако все процедуры были во времени затянуты. А авиакомпания UTair, которая должна была стать основным инвестором по покупке объекта, оказалась на грани банкротства. Затем наступил кризис. В итоге мы пришли к выводу, что решить вопрос можно передачей доли муниципалитета в собственность ХМАО. В результате аэровокзал попадет в окружной инвестиционный проект с емкостью около 2 млрд рублей, за счет чего может быть проведена реконструкция аэропорта», — заключил мэр.

По словам гендиректора ОАО «Аэропорт Сургут» Евгения Дьячкова, в первую очередь аэропорт требует решения проблем с международными рейсами. «У нас сейчас действует одноканальная схема пункта пропуска через госграницу (обслуживание пассажиров возможно лишь в одну сторону — на прилет или вылет. — „Ъ”). Из-за этого мы можем обслуживать лишь восемь международных рейсов в день», — пояснил господин Дьячков.

ОАО «Аэропорт Сургут» создано в 1994 году. Головное подразделение — аэропорт Сургута (с 2001 года является международным). Кроме того, компания владеет аэропортом Ноябрьска, Березово, Талакана и пятью посадочными площадками на территории Тюменской области. По данным годового отчета за 2014 год, компания обслужила более 1,9 млн пассажиров (из них аэропорт Сургута — более 1,3 млн человек). Аэропорт выполняет региональные рейсы, а также рейсы в центральную часть России. Международные рейсы в основном чартерные, однако имеются регулярные в ближнее зарубежье. Акционеры, по данным Росстата на май 2015 года, — департамент имущественных и земельных отношений администрации Сургута (19%), ООО «Валенто» (24%), ООО «Солар» (24%), авиакомпания UTair (8%), авиакомпания «Когалымавиа» (5%), ООО «Газпром трансгаз Сургут» (5%) и физические лица (15%).

Как пояснили вчера „Ъ” в правительстве ХМАО, окружные власти уже передали в администрацию Сургута акты о приемке-передаче имущественного комплекса. «Как только городские власти подпишут документы, в течение месяца перевод имущественного комплекса будет завершен», — отметили в пресс-службе губернатора ХМАО Натальи Комаровой. В правительстве уточнили, что передача аэропортового комплекса проходит в соответствии с окружным планом консолидации авиационных активов, который предполагает государственный контроль за эффективностью развития всего аэропортового хозяйства округа (в соответствии с концепцией, в 2011 году в собственность округа перешел аэропорт Урай).

По мнению экспертов, смена собственника аэропортового комплекса вполне закономерна в нынешней экономической ситуации. «Власти обязаны заниматься социальной задачей по развитию транспортной доступности, а сейчас пассажиропоток падает даже в больших аэропортах, не говоря об аэропортах северных регионов, которые не являются прибыльными. Привлечь туда частных инвесторов сложно, а сохранить работоспособность нужно. Поэтому я считаю, что передача аэропорта окружным властям — вынужденная мера», — отметил главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.

Игорь Лесовских, Анастасия Долгова

Другие материалы по теме «Авиа»



Вся лента