Правила игры

комментирует Анастасия Мануйлова, корреспондент отдела экономполитики

Согласно правительственным планам, госкорпорации должны были прекратить свое существование в нынешнем правовом статусе в течение 2015 года — и вот наконец на прошлой неделе в этом процессе появились первые новости. В четверг Белый дом представил поправки к законопроекту "О публично-правовых компаниях в РФ", который был разработан Минэкономики еще в 2013 году и за это время из всех традиционных для любого документа стадий согласования успел пройти только первое чтение в Госдуме. Хотя Минэкономики не уточняет, у каких государственных образований помимо непосредственно госкорпораций появится возможность изменить свой правовой статус, очевидно, что с формальной точки зрения в числе прочих появление новой нормы в законе должно было бы затронуть и интересы внебюджетных социальных фондов — Пенсионного (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). И хотя у устройства обоих фондов довольно много общего (ситуация с третьим фондом, ФФОМС, сложнее), при ответе на вопрос о необходимости смены статуса они повели себя по-разному.

Фото: Сергей Новиков, Коммерсантъ

Для ФСС преобразование в публично-правовую компанию, по-видимому, желаемый и по ряду обстоятельств выгодный процесс. Еще в конце 2014 года в правительстве обсуждалась возможность определить для него новый статус и перевести финансирование бюджета фонда полностью на страховые принципы — на тот момент прогноз Минэкономики предполагал, что в 2016-2017 годах фонд станет бездефицитным и не будет нуждаться в трансфертах из федерального бюджета. В случае же образования профицита фонда статус публично-правовой компании не позволил бы Минфину ежегодно изымать в федеральный бюджет "излишки" страховых взносов. Поэтому и, возможно, для того чтобы дать фонду официальное право формировать собственную стратегию, Минтруд в прошлом году и направил в правительство предложения изменить организационно-правовой статус фонда.

В случае ПФР ситуация оказалась иной — хотя сделанное пару недель назад его главой Антоном Дроздовым заявление о необходимости дать структуре право формировать собственный резерв средств и можно было толковать как стремление к большей управленческой независимости. Однако ПФР в данной ситуации мало интересует приобретение нового статуса целиком — разве что только в отдельных моментах. Дело во многом в том, что процесс преобразования ПФР в публично-правовую компанию вызвал бы слишком много споров о праве собственности на страховые взносы (должны ли они быть частной или все же государственной собственностью) и, соответственно, о правовых основах управления фондом. Поэтому для ПФР декларация желания иметь собственные резервы может означать ровно то, что произносится: в его случае правительству будет достаточно инициировать принятие федерального закона, описывающего принципы создания резервов, оставив правовые основы работы ПФР неизменными.

Вся лента