"Российский туристический рынок восстанавливается максимум за год-полтора"
Спрос на внутренний туризм увеличился на 25-30%. Об этом заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, такие данные можно назвать беспрецедентными. Подробности — у корреспондента "Коммерсантъ FM" Анастасии Веденеевой.
Впервые за 20 лет существования туристического рынка в России отдых внутри страны оказался дешевле заграничного. Как заявили в Ассоциации туроператоров России, в среднем ценовом сегменте недельный отпуск на российском побережье обойдется на 5-10% дешевле аналогичного за рубежом. При этом снижение стоимости по некоторым объектам в Краснодарском крае составляет порядка 50-70% от уровня прошлого года. Туроператоры, работающие на выездном рынке, уверяют, что ни о каком демпинге речи быть не может — ценовая политика формируется исходя из сезона, и финансовые программы в целом не убыточны. Поэтому не стоит бояться повторения банкротств прошлого года: российский туристический рынок уже начал восстанавливаться, отметил генеральный директор туркомпании "Интурист" Виктор Тополкараев.
"Российский туристический рынок обладает уникальной способностью к восстановлению объемов. Если мы берем пример того же 2008 года, объемные показатели рынка в 2010 году превысили докризисный уровень, то есть российский туристический рынок восстанавливается максимум за год-полтора, чего на самом деле нигде больше не наблюдается — ни в Европе, ни где-либо еще", — подтвердил Тополкараев.
Среди массовых популярных летних направлений в России лидируют Краснодарский край и Крым. Несмотря на все усилия федеральных и региональных властей, на российских курортах остаются проблемы. В частности, есть трудности с инфраструктурой, трансферами из аэропорта, персоналом. Некоторые объекты размещения не дотягивают до европейских стандартов. Но бизнес готов инвестировать и реализовывать новые проекты вместе с городской администрацией, чтобы внутренний туризм не терял популярности. Об этом сообщила гендиректор туроператора "Библио Глобус" Ирина Костенко.
"В этом году у нашей компании нет самоцели заработать на российском направлении: мы все-таки хотим поднять уровень отдыха, в том числе и личными инвестированиями, чтобы российское направление не было направлением одного года, чтобы в следующем году туристы ехали, ехали, и внутренний рынок только набирал обороты", — рассказала Костенко.
Как отмечают в Ассоциации туроператоров России, снижение популярности выездного туризма коснулось большинства направлений. Меньше всего пострадали Турция, Египет, Кипр и Черногория. При этом россияне все больше интересуются самостоятельным бронированием — на этот сегмент рынка сейчас приходится порядка 18% покупок. Представители отрасли фиксируют более 1 млн поисковых сессий в день. Всего на европейские направления в сегменте самостоятельного бронирования приходится 15% запросов, сообщил пиар-директор онлайн-поисковика авиабилетов Aviasales Янис Дзенис.
"Те 15%, на которые у нас выросла Россия, — это те 15%, на которые просела Европа. В лидерах также Турция, Италия, Испания. Если идти глубже, проседания в большей степени связаны с на вид дорогими направлениями — Пафос, Ибица, Тенерифе, Марсель — тут есть минусы от 30% до 15%. Самостоятельный путешественник ищет для себя более недорогие возможности — невероятно вырос Будапешт, рост по Одессе", — отметил Дзенис.
По данным опроса ВЦИОМ, в этом году число россиян, собирающихся отдохнуть за рубежом, упало до 27%. Ровно столько же участников исследования планируют провести свой отпуск в Крыму. По данным Росстата, в первом квартале года рынок выездного туризма сократился на 40%. За первые три месяца 2015 года за границу выехали около 2 млн российских туристов. Годом ранее этот показатель превышал 3 млн.