Минэкономики убеждено в росте

В министерстве не верят в устойчивое снижение ВВП в 2015 году

Падение инвестиций в апреле замедлилось, но из-за глубокого сжатия потребительского спроса падение ВВП России за январь—апрель 2015 года достигло 2,8%. Такие оценки привел сегодня в Астане заместитель главы Минэкономики Алексей Ведев. Уже в третьем квартале в ведомстве ожидают восстановления экономического роста, не объясняя его источников. В МВФ же убеждены, что, по крайней мере, на горизонте в 2015 году их не обнаруживается.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Сегодня в кулуарах Астанинского экономического форума замглавы Минэкономики Алексей Ведев озвучил первые оценки основных макроэкономических показателей в апреле, еще раз подчеркнув уверенность экономистов ведомства в том, что перспективы восстановления экономического роста в России не за горами. На фоне провальных данных о промпроизводстве в апреле, согласно предварительным оценкам Минэкономики, падение ВВП в апреле могло составить 3,5–3,7%, 2–3% за второй квартал в годовом выражении. Опубликованные ранее министерством оценки падения ВВП в первом квартале на уровне 2,2% не совпали с данными Росстата, которые зафиксировали спад на уровне 1,9% в первом квартале. В этот раз у Минэкономики есть все шансы, чтобы ошибиться с оценками падения ВВП в апреле в плюс.

Господин Ведев считает, что спад инвестиций в апреле замедлился до 4,8% и за четыре месяца достиг 3,7% (минус 6% за первый квартал, по оценке Росстата). Но данные о резком провале выпуска и импорта инвестиционных товаров в апреле этого не подтверждают. «По структуре кризис пока развивается, как мы его предсказывали: прежде всего это кризис домашних хозяйств, это падение реальных доходов населения, заработных плат, соответственно, розничного товарооборота»,— говорит замминистра, а промышленность добавляет к этому обвал в апреле производства товаров повседневного и длительного пользования.

«Второй квартал будет худший. С третьего квартала мы ожидаем снижения минуса год к году и какой-нибудь очень слабый рост с сезонной очисткой ко второму кварталу на уровне 0,3–0,5%. Это будет как будто стабилизация с выходом на какой-то уже тренд роста квартал к кварталу»,— считает замминистра, традиционно не называя факторов, которые будут стоять за таким восстановлением. Обеспечить отскок экономики в третьем квартале мог бы хороший урожай — увеличение производства и экспорта продовольствия. Но, комментируя перспективы инфляции в 2015 году, господин Ведев заявил: «Мы не знаем, какой будет урожай и, соответственно, в июле—августе—сентябре будет дефляция или нет».

Пока прогнозы министерства остаются чуть ли не самыми оптимистичными. Сегодня Международный валютный фонд объявил свои ожидания в отношении ближайших экономических перспектив России, спрогнозировав падение ВВП в 2015 году до 3,4%, рост на 0,2% в 2016 году и ежегодный рост на 1,5% в среднесрочной перспективе. Но в Минэкономики продолжают ожидать необъяснимо быстрого отскока. «У нас будет наблюдаться V-образный кризис. Это означает, что мы из кризиса выходим с достаточно сильной корректировкой по заработным платам, с минимальным ростом безработицы, и выходим на экономический рост в районе 2,3% в 2016 году и, по нашим консервативным оценкам, рост мы ожидаем на 2,5–2,7% в 2017 году»,— настаивает замминистра.

Алексей Шаповалов


Есть ли стимулы для роста российской экономики

Судя по обнародованным планам властей и экономическим данным, кризис в России, возможно, не только не прошел острую стадию, а только начинается. И продлится долго. Как минимум 3–4 года, если не случится «чуда» на нефтяном рынке. Самое же тревожное — пока не видно долгосрочных источников будущего роста. Читайте подробнее

Игорь Шувалов ожидает выздоровления экономики уже в 2015 году

По мнению первого вице-премьера Игоря Шувалова, худший сценарий в российской экономике не реализовался и правительство ожидает возобновление экономического роста уже в конце 2015—начале 2016 года. В ближайшей перспективе ожидается снижение ключевой ставки и введение моратория до 2019 года на изменение налогового законодательства, поскольку государство «замучило людей, постоянно меняя условия работы». Читайте подробнее

Вся лента