Стюардессам предлагают раздать электрошокеры

Росавиация требует ужесточить ответственность для авиадебоширов

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) предлагает раздать пилотам и стюардессам пластиковые наручники и элекрошокеры, чтобы они смогли «усмирять буйных пассажиров». Кроме того, агентство предлагает ввести в законодательство понятие «авиахулиган» и установить для этой категории граждан особые штрафы.

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Предложение раздать пилотам и стюардам гражданских авиалиний электрошокеры и пластиковые наручники опубликовано на сайте Росавиации. В ведомстве говорят, что не раз обращали внимание органов власти на неэффективность действующих правил пользования воздушным транспортом и необходимость ужесточения законодательства для борьбы с авиадебоширами.

В Росавиации приводят данные, что в 2014 году было зафиксировано 59 инцидентов на борту авиалайнеров с участием нетрезвых пассажиров. Тогда как только в марте 2015 года на авиалайнерах произошло пять дебошей. Так, 6 марта пассажирам рейса, следующего из Астрахани в индийский штат Гоа, пришлось ремнями связывать устроившего драку дебошира. А 16 марта из-за агрессивных действий пассажирки на рейсе Красноярск—Бангкок командир воздушного судна принял решение вернуться в аэропорт вылета. В сообщении Росавиации говорится, что виновницу этого инцидента суд в Красноярске впоследствии оштрафовал на 1 тыс. руб. «Такие штрафы не покроют незапланированных расходов авиакомпаний»,— сетуют в ведомстве, где также предлагают ввести в законодательство понятие «авиационный (воздушный) хулиган» и применять к этой категории граждан «специальные административные и уголовные меры» (какие именно, не конкретизируется). В Росавиации планируют согласовать свои предложения с другими ведомствами, в частности с Минтрансом, МВД и Ространснадзором.

Росавиация не первый раз выступает с инициативами усложнить жизнь авиадебоширам. Законодательная работа в этом направлении активизировалась после осуждения в 2014 году саратовского бизнесмена Сергея Кабалова. В январе 2013 года на борту рейса Москва—Хургада в ответ на просьбу не курить он избил стюарда и пытался вломиться с угрозами в кабину к пилотам. При этом бизнесмен утверждал, что является бойцом «спецназа ГРУ» и депутатом. Сергей Кабалов был осужден в 2014 году на три с половиной года колонии (позднее Верховный суд снизил ему срок наказания вдвое). После этого инцидента в Госдуме стали спешно разрабатывать поправки к законодательству. Так, группа депутатов в феврале 2013 года предложила оснастить салоны самолетов автоматическими видеокамерами, что, по их задумке, должно было создать психологический барьер для потенциальных хулиганов. В авиакомпаниях, впрочем, подсчитали, что камеры лишь для одного самолета обойдутся в €1,5 млн и их установка приведет к удорожанию билетов.

В Росавиации и ранее предлагали раздать стюардам электрошокеры и наручники, но перевозчики считали куда более эффективным черные списки пассажиров. В июне 2014 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, который как раз позволяет авиакомпаниям заносить провинившихся пассажиров в черные списки, не продавать им билеты в течение пяти лет, а заодно публиковать имя и фамилию нарушителя. Однако окончательно законопроект принят не был.

По словам советника руководителя Росавиации Сергея Извольского, никаких изменений в действующем законодательстве с тех пор нет, «а факты неадекватного поведения пассажиров множатся». Господин Извольский затруднился пояснить “Ъ”, каковы должны быть штрафы для авиадебоширов, предположив, что санкции «должны быть сопоставимы с издержками авиакомпаний при выполнении вынужденных посадок». «Счет может идти на миллионы рублей»,— считает господин Извольский. Чиновник напомнил, что в июле 2014 года «Аэрофлоту» удалось взыскать через суд рекордную сумму почти 1 млн руб. с пассажира авиарейса Тенерифе—Москва Владимира Рахимова, устроившего на борту самолета авиакомпании пьяный дебош (см. “Ъ” от 30 июля 2014 года).

Предложение Росавиации раздать стюардам электрошокеры и наручники может не найти поддержки у других ведомств. В частности, замглавы Ространснадзора Владимир Черток в 2013 году давал понять, что его ведомство выступает против этой идеи.

Александр Воронов


Как авиакомпаниям согласовывают черные списки

11 июня 2014 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволяет авиакомпаниям заносить провинившихся пассажиров в черные списки. Нарушение «правил поведения на борту воздушного судна» может привести к тому, что компания сможет пять лет не продавать билет на борт проштрафившемуся пассажиру, а заодно получит право опубликовать его имя и фамилию. Читайте подробнее

Вся лента