Националистам предложили обвинительный вердикт

По делу членов БОРН в прениях выступили прокуроры

В Мособлсуде начались прения по делу участников «Боевой организации русских националистов» (БОРН), которых обвиняют в убийстве семи человек, в том числе в расстреле в апреле 2010 года судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова. Прокуроры Александр Архипов и Светлана Артемьева просили присяжных признать подсудимых виновными в убийствах, участии в экстремистском сообществе и покушении на жизнь лица, осуществляющего правосудие. Этого же требовали и родственники погибших.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

Первым взял слово прокурор Архипов, который напомнил, что подсудимых Вячеслава Исаева, Максима Баклагина, Михаила Волкова и Юрия Тихомирова обвиняют в создании экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ), бандитизме (ст. 209 УК РФ), убийствах (ст. 105 УК РФ), покушении на убийство (ст. 30 и ст. 105 УК РФ), а также посягательстве на жизнь лица, осуществляющего правосудие (ст. 295 УК РФ), посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) и незаконном обороте оружия (ст. 222 УК РФ). Прокурор остановился на мотивах деятельности подсудимых. Он сразу заявил, что следствию не удалось установить каких–либо личных связей между потерпевшими и обвиняемыми, поэтому предложил присяжным считать, что все убийства были определены «националистической направленностью» деятельности подсудимых. Господин Архипов напомнил, что погибшие в 2008–2009 годах от рук националистов Федор Филатов, Илья Джапаридзе, Иван Хуторской относились к так называемым антифа, а погибшие в 2009–2011 годах Расул Халилов, Сосо Хачикян, Муслим Абдуллаев были убиты как лица «нерусской национальности». По той же причине в феврале 2011 года было совершено покушение на полицейского Гагика Беняминяна. Судья же Эдуард Чувашов был убит в апреле 2010 года лишь потому, что «судил соратников» неонацистов.

В свою очередь, прокурор Светлана Артемьева подробно остановилась на конкретных эпизодах деятельности подсудимых. Так, говоря об убийстве Федора Филатова, прокурор заметила, что его убийцы Никита Тихонов (уже осужден.— “Ъ”) и Михаил Волков так искололи жертву ножом, что «медики не смогли бы его спасти при всем желании».

Желанием убивать «несогласных с идеологией нацизма» прокурор объяснила нападения на участника экстремистской исламистской организации «Черные ястребы» Расула Халилова, застреленного Михаилом Волковым в 2009 году, а также нападение в том же году на активиста «Антифа» Ивана Хуторского, застреленного из нагана ныне покойным сообщником подсудимых Алексеем Коршуновым (подорвался в 2011 году на собственной гранате во время пробежки по стадиону в Запорожье).

Говоря об убийстве судьи Эдуарда Чувашова, прокурор напомнила, что поводом для совершения преступления стали слова судьи, сказанные в ходе разбирательства по делу группировки неонацистов, на счету которой было множество убийств мигрантов. Эдуард Чувашов якобы заметил, что «за границей русские подчас ведут себя так, что их порой хочется вешать и убивать». Националисты сочли высказывание оскорбительным для русских и решили «наказать» судью.

В заключение Светлана Артемьева также попросила присяжных признать подсудимых виновными в инкриминируемых преступлениях, вынеся обвинительный вердикт. После выступили родные убитых, а также адвокаты потерпевших Ильнур Шарапов и Мария Пономарева, присоединившиеся к требованиям обвинения.

Алексей Соковнин


Почему националисты совершали убийства

Говоря о мотивах убийств и нападений, подсудимый Максим Баклагин сослался на неверие членов БОРН в эффективность борьбы российских правоохранителей с преступлениями, совершаемыми представителями национальных диаспор. Когда председательствующий Александр Козлов попросил уточнить подсудимого, почему для достижения своих целей националисты выбрали именно убийства, тот ответил: «Потому что мы ставили свои идеи выше отдельной человеческой жизни». Читайте подробнее

Вся лента