Залог пошел вразнос

Переоценка ОФЗ ударила по банковской системе

Декабрьское падение фондового рынка вслед за обвалом рубля и резким увеличением ставки ЦБ обошлось практически без жертв, но отдельных игроков все же поставило в непростую ситуацию. В случае СБ-банка перебои с ликвидностью сформировались под воздействием сразу нескольких факторов: сработавших маржин-коллов по репо с ЦБ, оттока клиентских средств и т. п. Сейчас банк выправляет ситуацию, системных рисков она не несет, но ярко иллюстрирует, к чему могут привести резкие скачки на рынке, предупреждают банкиры.

Фото: Денис Куриленко, Коммерсантъ

О маржин-коллах по сделкам репо под залог ОФЗ, стоимость которых сильно просела в декабре на фоне падения рынка, участники рынка заговорили в декабре. Контрагенты, включая ЦБ, стали требовать довнести по таким сделкам бумажное обеспечение или живые деньги, но в публичном пространстве проблема подавалась скорее как теоретическая. Практическое значение она приобрела уже в новом году, когда в интернете и в частности на форумах Banki.ru стали появляться жалобы клиентов на задержки в проведении платежей. Первым известным пострадавшим от обвала бумаг оказался СБ-банк, входящий в топ-100 банков.

Под ОФЗ он получал рефинансирование в ЦБ. И в разгар декабрьского кризиса неоднократно вынужден был компенсировать падение стоимости госбумаг путем внесения компенсационных взносов регулятору, что отвлекало ликвидность. После резкого повышения ключевой ставки в ночь на 16 декабря цены облигаций упали на 20-25%, а доходности коротких ОФЗ повысились до 17%, что привело к значительному обесценению заложенных ценных бумаг.

На это наложился всеобщий для рынка отток клиентских средств: из-за резкого ослабления рубля граждане, да и корпоративные клиенты забирали из банков средства. И хотя, по словам президента банка Андрея Егорова, отток с розничных вкладов не был значительным и составил около 500-600 млн руб., совпадение этих событий имело негативные последствия: банк стал задерживать платежи юрлицам. Сейчас банк стабилизирует ситуацию и прикладывает все усилия, чтобы сроки исполнения платежей вернулись в обычные рамки, сообщили "Ъ" в пресс-службе СБ-банка. "В настоящее время ситуация близка к нормализации",— уверяют там.

Таким образом, несмотря на оптимистичные заявления финансовых властей, ничем не сдерживаемые резкие колебания рынка все же имеют негативное практическое влияние и в ситуации одновременного срабатывания различных факторов могут представлять реальную опасность для его участников. Впрочем, для ЦБ с точки зрения ДКП актуальны системные риски, и их в текущей ситуации регулятор, похоже, не видит. Более того, отказ от требования с банков допобеспечения или компенсационных взносов по обесценившимся бумагам, введенный в разгар их декабрьского обвала в качестве поддержки банков, продержался всего одну неделю и 24 декабря был отменен. Правда, и бумаги отыграли часть падения. В настоящее время котировки рублевых госбумаг со сроком погашения 2-6 лет ниже на 4-10% тех значений, которые они имели накануне повышения ключевой ставки ЦБ.

В текущей непростой ситуации следует аккуратнее оценивать ситуацию с ликвидностью, предупреждают банкиры Риск ее резкого снижения — не только проблема СБ-банка. "В ситуации очень высокой волатильности рынка может оказаться критичным совпадение любых факторов,— рассуждает главный бухгалтер банка "Авангард" Владимир Андреев.— К сожалению, если в прошлый кризис регулятор принимал реальные меры по поддержке ликвидности банковского сектора, то в этот раз, следуя указаниям сверху о том, что необходимо урезонить валютных спекулянтов, ЦБ фактически ограничил ликвидность, дабы не было игры против рубля, что по факту ударило по ряду игроков".

Юлия Локшина

Вся лента