Козье ремесло

Обитатели Урюпинска поделились с Марией Портнягиной и Сергеем Бобылевым антикризисными секретами

Для жителей легендарного Урюпинска коза значит куда больше, чем просто символ наступившего года. Она кормилица: изделия из ее пуха спасали урюпинцев в самые трудные времена

Текст: Мария Портнягина. Фото: Сергей Бобылев

"Катя, Катя, Кать! — пенсионерка Елена Гущина подзывает козла с длинным пухом серо-голубого отлива, чтобы начать ческу: время подошло.— Вы не удивляйтесь: я и коз, и козлов Катями зову — привычка. Они ведь нас всю жизнь кормят. У нашей семьи прежде и по 20, и больше коз водилось, сейчас оставили пятерых".

Елена Павловна живет в поселении Бубновское, в 20 км от легендарного Урюпинска на севере Волгоградской области. Из таких вот соседних сел и деревень козий пух и уже готовые пуховые изделия везут на рынок в Урюпинск. В самом городе коз не встретишь: городские не держат. При этом в 40-тысячном Урюпинске вяжут почти в каждой семье. И для себя, конечно, но главным образом на продажу.

На окраине города три раза в неделю рано утром открывается Платочный рынок, куда со всей России приезжают перекупщики. Варежки, носки, платки, косынки, шали отправляются в разные уголки страны. Прежде всего в северные регионы. А также на Северный Кавказ. Там, уверяют урюпинцы, девушке замуж не выйти без пухового платка в приданом. Спрос на местный товар хороший, но жители жалуются, что марку дискредитируют любители легкой наживы: выдают привозной пух за урюпинский, да еще и демпингуют.

"Все это понятно: своего-то пуха не хватает, вот и покупают на стороне,— объясняет Елена Гущина, перебирая пух от своих коз.— Ведь получить его дело тяжелое. С одной козы — грамм 500-700, ну максимум килограмм, и все это уходит на одно изделие. А урюпинские козы особые. Они, конечно, не дают такой тонкой нити, как оренбургские. Зато у наших пух длинный, до 15 сантиметров, поэтому нить толще получается. И изделия намного теплее и долговечнее. Кто понимает — ценит".

Споры на Платочном рынке возникают и из-за качества. "Ручного труда становится все меньше, уходит ремесло,— сокрушается Раиса Казимирова, директор урюпинского предприятия по изготовлению изделий из козьего пуха "Узоры".— Вяжут все больше из стриженого пуха, а не чесаного: так и быстрее, и легче. А обычный покупатель не знает, что изделие из него будет осыпаться. Потом вяжут полотно на машинке, каемку пришьют — и платок готов. А продают по цене ручной работы. Вручную же платок вяжут больше недели. Ценители продукцию "Узоров" хорошо знают. В свое время мы сотрудничали с Вячеславом Зайцевым, звезды эстрады наши частые гости, из-за границы получаем заказы".

Мастериц пуховязания, вздыхает Раиса Митрофановна, все меньше, это же в основном бабушки, женщины предпенсионного возраста. Молодежь спицы в руки брать не спешит. Или не знают, или забыли, что в 1990-е пуховые изделия весь Урюпинск спасали от голода. Предприятия закрывались, работы не было. Все вязали: и женщины, и дети, и мужчины. Рассказывают об одном отставном военном — тот славился на весь город. Уж очень стройный ряд петель у него получался. А потом, когда получше зажили, меньше вязать стали.

"Даже в советские годы, хоть тогда могли и наказать за спекуляцию, вязали и продавали,— вспоминает Елена Гущина. Она показывает "Огоньку" свои дипломы и грамоты за высокое мастерство.— У меня зарплата медсестры была 120 рублей, а я платок отправила брату, он в Якутии работал, продал там его за 150 рублей. Вот и доход! Торговать, конечно, тоже надо уметь. Поэтому я на рынок не хожу. Дочь живет в Москве, она заказала мне сайт, по нему обращений немного, но есть, свою копеечку приносит, к пенсии прибавка. Родные говорят, что пора заканчивать с этим делом, а я не могу: как наркоманка, люблю вязать!"

Сегодня некоторые урюпинцы, особенно бюджетники, на продаже пуховых изделий получают даже больше, чем на основной работе. Поэтому к козе относятся с благодарностью и пиететом. В тучные 2000-е в городе поставили ей памятник, открыли Музей козы. Инициатором монументальной пропаганды был тогдашний мэр Валерий Сушко. Он, к слову, и сам вязал. Урюпинцы уверены: в любой кризис коза придет на помощь, а уж в год Козы и подавно поможет. И еще у них в ходу ободряющая присказка: "Кто не бывал в Урюпинске, тот не знает России!" Все-таки непросто нести на себе бремя символа русской глубинки.

Вся лента