Этапы большого пути

Вехи

Скоро век, как СМП из опасного маршрута для отчаянно смелых исследователей начал превращаться в транспортную магистраль, имеющую стратегическое хозяйственное значение для России и мира. Вот основные этапы его развития

1919 год Глава Омского правительства — адмирал Колчак, сам полярник, в 1919 году учредил Комитет Северного морского пути. Трассу использовали для торговли со странами Антанты. Комитет был сохранен Лениным и включен в состав Сибревкома. С 1921-го из Архангельска в устья Оби и Енисея пошли регулярные Карские экспедиции. На восток шли машины, на запад — хлеб.

1929 год Советские морские перевозки, в том числе и на Севере, растут, флота не хватает. Для фрахтовки иностранных судов основывается "Совфрахт". В 1932 году Отто Шмидт (на фото) впервые проходит Севморпуть за одну навигацию. С 1935-го грузовые перевозки по полярному маршруту становятся регулярными.

1941 год В войну по Севморпути шли военные грузы из США и Канады и перегоняли на запад корабли советского Тихоокеанского флота. Здесь их атаковали немецкие подлодки, а в 1942 году даже тяжелый крейсер. На фотографии — первый советский линейный ледокол "Иосиф Сталин" под управлением капитана-челюскинца Владимира Воронина ведет через льды военный транспорт.

1959 год После войны Севморпуть становится напряженной внутренней магистралью СССР. 3 декабря 1959 года принят в эксплуатацию первый в истории атомный ледокол "Ленин". Атомная энергия изменила плавание в северных морях.

2007 год В 1990-е интерес к Арктике и Севморпути значительно угас и возродился только в 2000-е. В 2007-м новое освоение Севера шло полным ходом. В этом году в Баренцевом море был достроен Варандейский нефтяной терминал, а российская экспедиция "Арктика 2007" установила флаг страны на дне под Северным полюсом.

Вся лента