Евгении Васильевой засвидетельствовали 5% вины

По делу "Оборонсервиса" дали показания ключевые свидетели обвинения

На вчерашнем заседании суда по громкому уголовному делу о хищении имущества Минобороны через структуры ОАО "Оборонсервис" выступили две подруги и бывшие подчиненные главной обвиняемой, экс-начальника департамента Минобороны Евгении Васильевой. Из их показаний следовало, что чиновница не занижала стоимость объектов, приберегая их для "своих" покупателей — это инкриминирует ей следствие,— а всего лишь присваивала пятипроцентное агентское вознаграждение от сделок. Учитывая объем продаж, даже этот "приработок" исчислялся сотнями миллионов рублей и был квалифицирован следствием как особо крупное мошенничество.

Выступая вчера в Пресненском райсуде Москвы, обвиняемая Екатерина Сметанова рассказала, что, возглавив в апреле 2010 года департамент имущественных отношений (ДИО) Минобороны, Евгения Васильева вскоре позвала ее к себе. Тогда перед министром обороны Анатолием Сердюковым была поставлена задача избавиться от так называемых непрофильных активов военного ведомства. Реализовать эту программу он поручил Евгении Васильевой, а ей, в свою очередь, потребовались надежные помощники.

Екатерина Сметанова, приехав в Москву, возглавила так называемую агентскую деятельность по реализации объектов недвижимости. Для этой цели она зарегистрировала по поручению своей подруги Васильевой ООО "Центр правовой поддержки "Эксперт"", который, пройдя все согласования в Минобороны, стал его уполномоченным агентом по продажам.

Екатерина Сметанова, по ее словам, анализировала ликвидность предлагаемых к продаже объектов недвижимости Минобороны, готовила технические и правоустанавливающие документы на них, подыскивала покупателей и сопровождала сделки, проводя их через многочисленные структуры военного ведомства. При этом начальник ДИО, по словам свидетеля, непосредственно в процесс никогда не вмешивалась. Она, например, утверждает Екатерина Сметанова, не устанавливала цены на объекты и не назначала покупателей на них, а если что и требовала от агента, то только увеличить общие объемы и скорость продаж. Иначе говоря, версию следствия о том, что Евгения Васильева якобы намеренно занижала стоимость продаваемых объектов, приберегая их для "своих" покупателей, Екатерина Сметанова, заключившая, кстати, досудебное соглашение о сотрудничестве, не подтвердила.

В то же время, по данным Екатерины Сметановой, еще в период формирования ЦПП "Эксперт" Евгения Васильева дала понять подруге, что та будет в фирме лишь номинальным владельцем. "Мне пояснили, что работать я буду за зарплату в 300 тыс. руб. в месяц, а к прибыли не должна иметь никакого отношения",— пояснила Екатерина Сметанова. К осени 2011 года, по данным свидетеля, на счетах ЦПП, получающего пятипроцентное агентское вознаграждение от каждой проведенной с недвижимостью Минобороны сделки, скопилось уже порядка 100 млн руб. К концу года эта сумма должна была утроиться за счет реализации еще нескольких крупных контрактов. Тогда Евгения Васильева, по данным свидетеля, и приказала ей подумать о покупке нескольких "не самых дорогих" из реализуемых оборонным ведомством объектов.

Однако в феврале 2012 года система чуть было не дала сбой — Екатерину Сметанову задержали по подозрению в мошенничестве. Взять на себя руководство "Экспертом" пришлось тогда другой подруге Евгении Васильевой — Динаре Биляловой, также выступившей вчера в суде. Она, правда, приехала на заседание под конвоем, поскольку в настоящее время отбывает уже назначенное ей ранее наказание.

По данным Динары Биляловой, сразу после ее вступления в должность ЦПП "Эксперт" пришлось переименовать в ООО "Мира" из-за "негативного имиджа", появившегося после ареста прежнего руководителя. Между тем сфера деятельности, принципы подчиненности и поставленные перед новой структурой задачи остались прежними. "Мира" в качестве целевого беспроцентного взноса перевела всю свою прибыль на некую фирму ООО "Вита прожект", уже напрямую аффилированную с начальником ДИО Васильевой. Затем "Вита", воспользовавшись, кстати, услугами того же агента, приобрела нежилые помещения Минобороны на Старом Арбате и Большой Серпуховской улице, а также контрольный пакет акций крупнейшего и стратегически важного Государственного проектного института спецстроительства N31. Вскоре после этого, в самом начале 2012 года, Евгения Васильева заявила, что покидает госслужбу и уходит в бизнес, однако ее планам помешало возбуждение Главным военным следственным управлением СКР уголовного дела о масштабных хищениях, совершенных при реализации объектов недвижимости Минобороны.

Отметим, что это уголовное дело сейчас разбирается по существу в Пресненском райсуде Москвы. Предполагаемый организатор всех мошеннических сделок Васильева, находящаяся под домашним арестом, своей вины не признает.

Сергей Машкин

Вся лента