И кто виноват?

Евсей Гурвич, руководитель экономической экспертной группы:

— Конечно, доллар. Мировые цены на нефть падают, а доллар у нас растет, и цены на бензин тоже растут. Сдержать это нельзя — рубль остается сырьевой валютой. Попытки удержать обменный курс привели к кризису 1998 года, а в конце 2008-го из-за них мы потеряли много резервов. Помимо этого виноваты, конечно, санкции. Экономика замедлялась и до падения нефти, а после этого уже стало очевидно, что нужны радикальные меры. Но они не просматриваются ни в планах правительства, ни в послании.

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК:

— На рост потребительских цен повлияли антисанкции. Плюс ослабление рубля. И что бы ни говорили наши руководители, в последнем виноваты не только спекулянты. Что касается роста цен на бензин, то это особенность нашего рынка, где нет никакой конкуренции, особенно в регионах. Вертикально интегрированные компании диктуют цены и за счет внутреннего потребителя стараются компенсировать свои потери. И кто в этом виноват, как не власть?

Олег Басилашвили, народный артист России:

— Наверное, падающий рубль. Плюс продуктов на прилавках становится меньше, и они дорожают. И дело не только в санкциях Запада. Но и в том, что наша промышленность не может производить достаточно товаров. Потому что людям, которые могут поднимать промышленность, не создали в свое время пространство для предпринимательства. Мало того, были даже проведены меры по устрашению чересчур успешных и самостоятельных. Вот мы и стали жить в два раза хуже.

Виктор Ерофеев, писатель:

— Предприниматели, озабоченные собственным обогащением. Я недавно вернулся из Германии, где все радовались снижению мировых цен на нефть, поскольку на заправках цены тоже снижались. Но у нас такого не будет никогда. Наши цены только поднимаются вверх, снижения в принципе не бывает. И не уверен, что ФАС или кто еще может умерить их аппетиты.

Вся лента