Финны запишут автомобилистов в очередь

Прохождение границы можно будет бронировать в сети

На границе с Финляндией начнет работу система предварительной регистрации. Для грузовых автомобилей сервис заработает 15 декабря, для пассажирских транспортных средств — с 19 января. Перевозчики пока встретили нововведение в штыки. Однако частным автомобилистам, полагают эксперты, предварительная запись сделает прохождение границы более удобным.

Вчера была открыта предварительная регистрация для пересечения финской границы в сторону России. Сервис предварительного бронирования заработает в пункте пропуска в Ваалимаа с 15 декабря для грузовых автомобилей, а с 19 января следующего года — для пассажирских транспортных средств, сообщает Центр экономического развития, транспорта и окружающей среды Юго-Восточной Финляндии. Услуга бронирования предоставляется бесплатно и является обязательной для всех водителей, направляющихся из Финляндии в Россию через пункт пересечения границы в Ваалимаа. Впрочем, эксперты полагают, что через какое-то время услуга может стать платной, по примеру Эстонии, где она стоит €6.

Схема бронирования выглядит следующим образом. Водитель заранее бронирует время одним из доступных ему способов: через интернет, через терминал самообслуживания, расположенный в зоне ожидания в Ваалимаа, или по телефону круглосуточно работающего колл-центра до прибытия на границу. Забронировав время, водитель может следовать к пункту пограничного контроля. Система предусматривает часовые интервалы бронирования, в течение которых возможно прибытие в пограничный пункт для прохождения границы. Камеры наблюдения считывают номерной знак автомобиля, водитель которого забронировал время, и в указанный интервал система пропуска разрешает ему движение к пункту пересечения границы. Тех, кто не забронировал время, возвращают обратно в зону ожидания и рекомендуют им зарегистрироваться по телефону или через терминал самообслуживания.

Разработчиком услуги является компания GoSwift, которая в 2012 году запустила аналогичный сервис на границах с Эстонией на погранпунктах Шумилкино — Лухамаа, Куничина Гора — Койдула, Ивангород — Нарва.

Эксперты и грузовые перевозчики высказываются категорически против новой системы.

В компании CTS констатируют, что сегодня как таковая очередь на русско-финской границе отсутствует, так как грузопоток в связи с санкциями и сложной экономической ситуацией в стране сократился примерно на 50% с начала года. Основное время на границе занимают досмотр груза и его таможенное оформление. Сама система предварительной регистрации не влияет на скорость движения автомобилей на таможенном пункте, поэтому смысла в ней нет. Если подошла очередь, это еще ничего не значит, подчеркивают собеседники "Ъ".

Скептически настроена и Ассоциация международных автомобильных перевозчиков. Заместитель главы северо-западного филиала Константин Шаршаков полагает, что эта система будет "доить" перевозчиков. Например, водителям рекомендуют узнавать о движении очереди по телефону, причем минута звонка стоит 95 рублей и дозвониться очень тяжело, сетует господин Шаршаков. Он также отмечает, что перевозчиков просят прийти на границу за три часа до забронированного часа, что эквивалентно времени, проведенному в очереди.

Председатель петербургского отделения Межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Александр Холодов говорит, что сложности могут возникнуть при регистрации на популярные даты — каникулы, праздники, выходные. Скорее всего, эти дни будут забронированы заранее.

Однако генеральный директор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров полагает, что система сделает процесс прохождения границы более удобным для водителей частных авто. Сейчас, когда нагрузка на границу снизилась из-за роста курса евро по отношению к рублю, идеальный момент для введения новой системы, уверен он.

Кристина Наумова

Вся лента