В ноябре 2014 года исполнилось сто лет термину "научно-фантастический". Ввел его выдающийся популяризатор науки Яков Исидорович Перельман

Популяризация

Рабские импульсы

Нельзя не усмотреть эмпирической связи между отменой крепостного права в России и стремительным, необыкновенным, невиданным в истории развитием техники и технологий. Не то что бы бывшие крепостные шагнули в науку и изобретательство — нет, среди ученых людей подавляющее большинство были разночинцы и дворяне; но бесплатный труд исчез из жизни, рабов надо было кем-то заменить — и механические устройства идеально подходили для этой роли.

Поначалу, конечно, в одних мечтах подходили. Но к 1914 году свободные умы придумали почти все, чем пользуется или даже от чего рабски зависит спустя сто лет сегодняшняя цивилизация, кроме разве микроволновой печи. Это уже не говоря о прогрессе фундаментальной науки.

А многое не только придумали, но и сделали. Автомобили? Американец Генри Форд шесть лет как выпускает их на конвейере. Самолеты? Те же шесть лет бразилец Альберто Сантос-Дюмон ведет серийное производство аэропланов. Телевидение? Русский Борис Розинг в 1911 году провел первую в мире телепередачу. В США повсюду работает бытовая электрическая сеть, как сейчас, с розетками, и профессия прачки уходит в историю, потому что домохозяйства обзаводятся стиральными машинами, а еще кухонными плитами и вентиляторами; в 1913 году появился первый бытовой холодильник. В одно время с холодильником Зигмунд Фрейд выпустил свою важнейшую работу "Тотем и табу", а Нильс Бор предложил свою модель атома. В общем, научно-технические перемены, случившиеся за пятьдесят с небольшим лет с отмены крепостного права до 1914 года, были, видимо, куда более значительными, нежели в следующие сто лет. Вполне понятно, почему люди стали думать, будто их разуму все подвластно, будто вот, еще немного, и новые, коллективные Адам и Ева попадут в рай, созданный их собственными руками и талантом, рай, где не будет нужды в древе познания. Эйфория в обществе в связи с научно-техническим прогрессом была, надо полагать, полнейшая, и опьяненным людям хотелось идти вровень с ним, по крайней мере, сколько-нибудь следить за тем, что творится.

Но это желание запоздало: к началу прошлого века наука ушла так далеко вперед, что простому человеку для понимания ее проблем нужно было совершить сверхусилие. Да и универсальные гении, то есть ученые, способные совершать открытия одновременно в разных отраслях знания, повывелись: специализация стала, как правило, более важным элементом научной карьеры, нежели природная сообразительность.

Любознательным людям оставалось удовлетворять свои позитивистские запросы научно-популярным и авантюрно-познавательным чтением, чтобы из пары абзацев выяснить, как на самом деле образовались во Вселенной миры.

Звездочки с неба

Петр Петрович Сойкин, первый издатель "Занимательной физики" Якова Перельмана, стал одним из крупных бенефициаров этой важной потребности людей. Вот он-то как раз был из крепостных, но сумел получить хорошее образование, сделать быструю карьеру по бухгалтерской линии — и вовремя переключиться на собственный бизнес, весьма, надо сказать, успешный.

Петр Сойкин выпускал научно-популярный журнал "Природа и люди", а к журналу — приложения в виде книжных серий, часть из которых была как раз научно-разъяснительная, а часть — художественно-познавательная. Среди авторов научно-разъяснительных книг — будущие академики Ферсман, Николай Вавилов, Марр, Бехтерев, а также Пришвин, Менделеев, Мичурин и многие другие. Художественно-познавательные книги издательства Сойкина были главным образом переводные: Жюль Верн, Эдгар Алан По, Конан Дойль, Герберт Уэллс, Киплинг и им подобные.

Яков Перельман стал ответственным секретарем в журнале "Природа и люди" в 1904 году, отвечал он и за выпуск книг, а Конана Дойла даже и перевел. К Петру Сойкину он попал по протекции старшего брата Осипа и, прежде чем перейти на постоянную работу, опубликовал в журнале несколько научно-популярных заметок, главным образом астрономического содержания. Младший Перельман, собственно, и карьеру просветителя начал со звезд — падающих: "Гродненские губернские ведомости" в 1899 году опубликовали его статью (не предполагая, что ему всего 17 лет) о метеоритном дожде — молодой автор объяснял, почему не стоит связывать это частое астрономическое явление с наступлением конца света. Такое тогда бытовало мнение.

Рукопись "Занимательной физики" Перельман принес Сойкину в 1910 году, но тому было недосуг взяться за ее чтение целые два года. Зато как прочел — отправил за Перельманом курьера, предложил контракт на 200 рублей и поскорей выпустил книгу.

В предисловии Перельман не скрывает, что заимствовал опыты и иллюстрации к ним у известных популяризаторов науки прошлого и что на первый план он выдвинул занимательность, чтобы книга могла служить целям умственного развлечения.

Петр Сойкин хорошо чувствовал нужды читателей: первое издание допечатывалось по просьбам книгопродавцев полтора десят- ка раз. Через три года Перельман выпустил расширенную и дополненную версию "Занимательной физики", в двух книгах, после чего переиздания ее выходили с частотой примерно раз в полтора года; до 1934 года Перельман продолжал вносить в книгу изменения, чтобы поспевать за научным прогрессом.

Популярность "Занимательной физики" оставалась очень большой все советское время, сам же Яков Перельман умер от голода в блокадном Ленинграде в 1942 году.

***

Рисунок: Маша Сусидко (Manun)

Имея несколько ламповых стекол разной формы, но с одинаковыми отверстиями, вы сможете проверить и другой закон, относящийся к жидкостям, а именно:давление жидкости на дно сосуда зависит только от площади дна и высоты уровня, от формы же сосуда оно совершенно не зависит. Проверка будет состоять в том, что вы проделаете описанный сейчас опыт с разными стеклами, погружая их на одну и ту же глубину (для чего надо предварительно приклеить к стеклам бумажные полоски на равной высоте). Вы заметите, что кружок всякий раз будет отпадать при одном и том же уровне воды в стеклах (рис. 54). Значит, давление водяных столбов различной формы одинаково, если только одинаковы их основание и высота. Обратите внимание на то, что здесь важна именно высота, а не длина, потому что длинный наклонный столб давит на дно совершенно так же, как и короткий отвесный столб одинаковой с ним высоты (при равных площадях оснований).

Рисунок: Маша Сусидко (Manun)

Копейка, которая в воде не тонет, существует не только в сказке, но и в действительности. Вы убедитесь в этом, если проделаете несколько легко выполнимых опытов. Начнем с более мелких предметов — с иголок. Кажется невозможным заставить стальную иглу плавать на поверхности воды, а между тем это не так трудно сделать. Положите на поверхность воды лоскуток папиросной бумаги, а на него — совершенно сухую иголку. Теперь остается только осторожно удалить папиросную бумагу из-под иглы. Делается это так: вооружившись другой иглой или булавкой, слегка погружают края лоскутка в воду, постепенно подходя к середине; когда лоскуток весь намокнет, он упадет на дно, игла же будет продолжать плавать.

При помощи магнита, подносимого к стенкам стакана на уровне воды, вы можете даже управлять движением этой плавающей на воде иглы. При известной сноровке можно обойтись и без папиросной бумаги: захватив иглу пальцами посредине, уроните ее в горизонтальном положении с небольшой высоты на поверхность воды.

Рисунок: Маша Сусидко (Manun)

Писать в вагоне па ходу поезда трудно лишь потому, что толчки на стыках рельсов передаются бумаге и кончику пера не одновременно. Если устроить так, чтобы бумага и перо получали сотрясение в одно и то же время, они друг относительно друга будут в покое и письмо на ходу поезда не составит никакого затруднения.

Это и достигается благодаря прибору, изображенному на рисунке. Рука с пером пристегивается к дощечке а, могущей передвигаться в пазах по планке b; последняя в свою очередь может перемещаться в пазах дощечки, лежащей на столике в вагоне. Рука, как видим, достаточно подвижна, чтобы писать букву за буквой, строку за строкой; вместе с тем, каждый толчок, получаемый бумагой на дощечке, в тот же самый момент и с такой же силой передается руке, держащей перо. При таких условиях письмо на ходу поезда становится столь же удобным, как и в неподвижном вагоне; мешает лишь то, что взгляд скользит по бумаге рывками, так как голова и рука получают толчки не одновременно.

Рисунок: Маша Сусидко (Manun)

Зная, что прованское масло плавает в воде, но тонет в чистом спирте, вы легко можете приготовить такую смесь, в которой масло не тонуло бы и не всплывало. Введите в эту смесь посредством шприца немного масла — и вы увидите, что масло соберется в большую, совершенно круглую каплю, которая будет неподвижно висеть внутри жидкости.

Пропустите через центр жидкого масляного шара длинную деревянную зубочистку и вращайте ее как ось. Масляный шар примет участие в этом вращении, начнет сперва сплющиваться под действием центробежной силы, а затем, через несколько секунд, отдели от себя кольцо. Разрываясь на части, кольцо образует не бесформенные куски, а шарообразные капли, которые продолжат обращаться вокруг центрального шара как планеты вокруг Солнца.

Это не простое сравнение, но точное подобие процесса образования планет из первичной туманности.

Рисунок: Маша Сусидко (Manun)

Перед вами два кофейника одинаковой ширины: один высокий, другой — низкий. Какой из них вместительнее? В какой из этих кофейников можно налить больше жидкости?

Многие, вероятно, не подумав, скажут, что высокий кофейник вместительнее низкого. Если бы вы, однако, стали лить жидкость в высокий кофейник, вы смогли бы налить его только до уровня отверстия его носика — дальше вода начнет выливаться. А так как отверстия носика у обоих кофейников на одной высоте, то низкий кофейник оказывается столь же вместительным, как и высокий с коротким носиком.

Это и понятно: в кофейнике и в трубке носика, как во всяких сообщающихся сосудах, жидкость должна стоять на одинаковом уровне, несмотря на то, что жидкость в носике весит гораздо меньше, чем в остальной части кофейника. Если же носик недостаточно высок, вы никак не нальете кофейник доверху: вода будет выливаться. Обычно носик устраивается даже выше краев кофейника, чтобы сосуд можно было немного наклонять, не выливая содержимого.

Рисунок: Маша Сусидко (Manun)

Всем, вероятно, приходилось видеть портреты, которые не только смотрят прямо на нас, но даже следят за нами глазами, обращая их в ту сторону, куда мы переходим. Эта любопытная особенность таких портретов издавна подмечена и всегда казалась многим загадочной; нервных людей она положительно пугает. У Гоголя в "Портрете" прекрасно описан подобный случай:

"Глаза вперились в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него... Портрет глядит мимо всего, что ни есть вокруг, прямо в него, — глядит просто к нему вовнутрь..."

Немало суеверных легенд связано с этой таинственной особенностью глаз на портретах (вспомните тот же "Портрет"), а между тем разгадка ее сводится к простому обману зрения.

Все объясняется тем, что зрачок на этих портретах помещен в середине глаза. Именно такими мы видим глаза человека, который смотрит прямо на нас; когда же он смотрит в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не посредине глаза, но несколько перемещенными к краю. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, разумеется, своего положения не меняют — остаются посредине глаза. А так как, кроме того, и все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам, естественно, кажется, будто портрет повернул голову в нашу сторону и следит за нами.


текст Анна Петрова

иллюстрация Виктор Меламед

маргиналии Маша Сусидко (Manun)

Вся лента