Черная пятница пошла по миру

В США и Европе открылся сезон предрождественских распродаж

Сегодня в США начинается так называемая черная пятница — начало распродаж, когда потребители могут запастись подарками на Рождество и Новый год, воспользовавшись крупными скидками. В последнее время этот американский способ привлечь потребителей в магазины стали использовать и во многих европейских странах.

Ежегодно в последнюю пятницу ноября одним из главных сюжетов телеканалов всего мира становится черная пятница — день начала предрождественских распродаж в США. Телеканалы показывают, как толпы американцев врываются в магазины и буквально сметают с прилавков товары, которые в этот день магазины продают со скидками до 50%.

В этом году американские ритейлеры надеются, что их продажи окажутся заметно выше, чем годом ранее. Их оптимизм основывается на позитивной динамике ВВП США и росте потребительской активности. Впрочем, снегопады, обрушившиеся в последние дни на некоторые американские штаты, могут несколько снизить потребительский ажиотаж, поэтому экономисты и аналитики розничного рынка с нетерпением ожидают первых результатов продаж в черную пятницу, которые должны быть опубликованы уже в начале следующей недели.

В последние годы американский маркетинговый прием черной пятницы все чаще используют и в Европе. Этот год не стал исключением: спецпредложения сегодня можно увидеть у многих ритейлеров в Великобритании, Германии, Франции, Испании. При этом эксперты отмечают, что скидки в Европе могут несколько оживить спрос на фоне стагнирующей экономики в ряде стран ЕС.

Один из основателей компании Wikimart Камиль Курмакаев в эфире «Ъ FM»: «Наш опыт такой, что в этот день продажи превышают среднедневные в разы. Будет это в три или в пять раз больше, чем в обычный день, — посмотрим. Пока наш опыт очень позитивный, он показывает, что любые жалобы на российского покупателя необоснованны — российский покупатель с удовольствием откликается на качественные предложения, которые ему делаются. Единственное — важно покупателя не вводить в заблуждение».

Независимый эксперт Антон Никольский в эфире «Ъ FM»: «Если крупные сетевые магазины еще информируют потребителей, у других вообще ничего нет. Специалисты, наверное, понимают, пытаются это внедрить в сознание. Black Friday — давно все используют этот маркетинговый прием, с точки зрения потребителя информация приходит только от крупняка, слабовато, мне кажется, потребители информированы. Соответственно, эффекта как такового не будет", — полагает Никольский».

Глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров в эфире «Ъ FM»: «Я думаю, что какого-то глобального изменения не будет, все-таки афроамериканцы — не самая потребительски активная и обеспеченная часть американского населения. Поэтому, я думаю, что существенного снижения по сравнению с предыдущим годом не будет, тем более, что экономика США на подъеме, и действительно сейчас ситуация в целом неплохая».

Подробно о новых тенденциях сезона распродаж и маркетинговой стратегии в США и Европе читайте в рубрику Trends в печатной версии “Ъ” в понедельник, 1 декабря.

Евгений Хвостик


Какой конкурент появился у «черной пятницы»

В последние годы жители США увлекаются не только распродажами в так называемые «черные пятницы» (день, следующий за праздничным Днем благодарения). Все больше денег потребитель тратит в киберпонедельник — день электронных распродаж, первый рабочий день после «черной пятницы». Это понятие появилось 28 ноября 2005 года. Читайте подробнее

Вся лента