"Потребители слабовато информированы о "черной пятнице"

В мире стартовал традиционный сезон рождественских распродаж: шопоголики выстраиваются в очереди, чтобы первыми купить лучшие товары. В России "черная пятница" началась еще в четверг, но только в интернет-магазинах. Покупатели не слишком хорошо информированы об акции, поэтому больших прибылей ждать не приходится, рассказали собеседники "Коммерсантъ FM".

Фото: Andrew Kelly, Reuters

28 ноября по всему миру начинаются глобальные распродажи. Они приурочены к так называемой "черной пятнице". В США, по традиции, тысячи шопоголиков выстроились в очереди с ночи. Они ежегодно штурмуют магазины, чтобы первыми купить лучшие товары со скидкой до 70%. Американские ритейлеры в этот день готовы открывать магазины в пять утра.

В России "черная пятница" проводится во второй раз. Масштабные распродажи начались еще 27 ноября в 17:00. Однако, в отличие от США, в России в этой акции принимают участие только интернет-магазины. Прошлогодний опыт показал, что продажи в это время увеличиваются в четыре-пять раз, сообщил один из основателей компании Wikimart Камиль Курмакаев.

"Наш опыт такой, что в этот день продажи превышают среднедневные в разы. Будет это в три или в пять раз больше, чем в обычный день, — посмотрим. Пока наш опыт очень позитивный, он показывает, что любые жалобы на российского покупателя необоснованны — российский покупатель с удовольствием откликается на качественные предложения, которые ему делаются. Единственное — важно покупателя не вводить в заблуждение", — уверен Курмакаев.

Организаторы масштабных распродаж в России не случайно выбрали для старта сейлов вечер четверга, а не утро пятницы. По их словам, пик интернет-покупок приходится именно на вторую половину дня, когда большинство уходит с работы. Однако вчера вечером пользователи жаловались, что страницы на главном сайте русской "черной пятницы" медленно загружались. Это не единственная проблема этой акции в России — ей не хватает рекламы, отметил независимый эксперт Антон Никольский.

"Если крупные сетевые магазины еще информируют потребителей, у других вообще ничего нет. Специалисты, наверное, понимают, пытаются это внедрить в сознание. Black Friday — давно все используют этот маркетинговый прием, с точки зрения потребителя информация приходит только от крупняка, слабовато, мне кажется, потребители информированы. Соответственно, эффекта как такового не будет", — полагает Никольский.

Участники российской "черной пятницы" отмечают, что в ходе прошлогодних распродаж было совершено около 100 тыс. покупок со средним чеком в 3 тыс. руб. (около $100). В США в тот же день приняли на распродажах побывали 249 млн человек, средний чек превысил $400. В этом году в связи с событиями в Фергюсоне американцев призывали бойкотировать "черную пятницу". Но, скорее всего, массовые протесты не сильно скажутся на результате продаж, считает глава компании "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров.

"Я думаю, что какого-то глобального изменения не будет, все-таки афроамериканцы — не самая потребительски активная и обеспеченная часть американского населения. Поэтому, я думаю, что существенного снижения по сравнению с предыдущим годом не будет, тем более, что экономика США на подъеме, и действительно сейчас ситуация в целом неплохая", — рассказал "Коммерсантъ FM" Бурмистров.

В США обычай устраивать масштабные распродажи установился еще в XIX веке. Во второй половине XX их назвали "черной пятницей". Такое название придумали американские полицейские из-за того, что на улицах во время распродаж образовывались огромные пробки и скапливались очереди. "Черная пятница" проходит ежегодно сразу после Дня благодарения.

Юлия Понтус

Вся лента