Счетная палата недосчиталась километров

Аудиторы и дорожники спорят из-за дорожной стройки

Росавтодор не соблюдает запланированные сроки ввода автомагистралей, несмотря на поручение президента Владимира Путина удвоить темпы дорожного строительства до 2022 года. К такому выводу пришла Счетная палата (СП) РФ, проверившая работу дорожников. В частности, выяснилось, что в 2013 году в срок не были запущены в эксплуатацию участки трасс М8 и М10. В Росавтодоре обвинения отвергают: там говорят, что дороги строятся даже с опережением графика.

Счетная палата подала знак Росавтодору (на фото — глава ведомства Роман Старовойт), что пора ускорить строительство дорог

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

Как следует из сообщения СП, аудиторы проверили выполнение в 2012-2013 годах федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы (2010-2020)". Ее составная часть — подпрограмма "Автомобильные дороги" с финансированием 4,2 трлн руб., выполнение которой курирует Росавтодор. До 2020 года в строй должно быть введено 6,3 тыс. км новых федеральных автодорог.

На коллегии Счетной палаты аудитор Валерий Богомолов заявил, что в 2013 году дорожники не ввели в эксплуатацию участок трассы М8 "Холмогоры" в Ярославской области, а также участок трассы М10 "Россия" в Тверской области. В целом из-за недостатков в управлении финансированием дорожной подпрограммой Росавтодор не выполнил работ на сумму 44 млрд руб. Господин Богомолов обратил внимание на низкие темпы работы дорожников в целом: по данным Росстата, с 2001 года протяженность федеральных дорог увеличилась "лишь на 5 тыс. км" (общая протяженность дорог сейчас составляет 50,8 тыс. км). Еще одна претензия касается расходов на научные исследования по поиску новых материалов, конструкций и технологий: в 2012-2013 годах 38% средств, направленных на НИОКР, не были освоены (504 млн руб.).

Счетная палата ранее уже проверяла работу Росавтодора за отчетный период. Ревизия проводилась в рамках поручения президента РФ удвоить темпы дорожного строительства до 2022 года. Первые результаты аудита были обнародованы в августе 2014 года ("Ъ" сообщал об этом 22 августа). Тогда выяснилось, что ведомство должно было выделить субсидии регионам на дорожное строительство, но не сделало этого в требуемом объеме, в результате задолженность Росавтодора составила около 43 млрд руб. Вчера в СП подтвердили, что проблема осталась: регионы по-прежнему не успевают получить денег и достроить объекты. "Это повлекло за собой срыв сроков ввода в эксплуатацию автомобильных дорог",— говорят аудиторы. По итогам проверки СП направила представление главе Росавтодора Роману Старовойту, отчеты также адресованы в Госдуму и Совет федерации.

Чиновники Росавтодора считают претензии аудиторов необъективными. В агентстве говорят, что на самом деле в 2012-2013 годах было построено на 20,3% больше дорог (723,6 км), чем запланировано. Прирост дорожной сети, считают в Росавтодоре, нужно оценивать не только по федеральным, но и региональным и местным дорогам, а их суммарно с 2001 года стало в 2,4 раза больше. Что касается региональных объектов, которые строятся на условиях софинансирования с Росавтодором, то, действительно, их было возведено на 8,7% меньше плана. Однако это связано с тем, что решением правительства РФ 3 млрд руб. из дорожных субсидий в 2013 году было направлено на восстановительные работы пострадавших от наводнения районов Дальнего Востока. Позже в ФЦП внесли поправку: плановый показатель по региональным дорогам на 2012-2013 годы скорректировали с 1230 до 959 км, таким образом, Росавтодор даже перевыполнил план (построив 1122 км дорог). На трассе М10, отметили в Росавтодоре, пришлось переделывать газопровод, но врезкой занималось ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", которое "неоднократно переносило сроки" работ. Трасса М8 была достроена, однако в 2013 году проверку провел Ростехнадзор, который выявил нарушения. После их устранения понадобилось получать заключение Главгосэкспертизы, в связи с чем запуск участка был отсрочен. "Что касается НИОКР, то, действительно, по итогам 2013 года у нас сложилась неправильная ситуация,— заявил заместитель главы Росавтодора Григорий Прокуронов на коллегии в СП.— Но хочу доложить, что на текущий момент все отставания по научным работам ликвидированы".

Иван Буранов

Вся лента