"Торг с китайцами еще предстоит, но может оказаться вполне успешным"

Новые энергетические контракты России и Китая откладывают на неопределенный срок проекты по сжиженному газу США, Канады и Австралии. К такому выводу пришли эксперты компании Tri-Zen International. "Газпром" и китайская CNPC подписали рамочное соглашение на 30 лет о поставках российского газа по западному маршруту. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассуждает о перспективах проекта.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Главный итог последних энергетических переговоров с Китаем — это подписание меморандума по западному маршруту поставок газа. Да, это еще не контракт. Но очевидно, что дело пошло. Американские и европейские санкции — это как витамины роста для нашего партнерства с Китаем. Когда–то мы пугали Запад этой трубой. Но переговоры не форсировали. Что же – долго запрягаем, но, думаю, поедем быстро. Меморандум уже в следующем году превратится в контракт. Как это произошло минувшей весной с восточным маршрутом.

Что отличает западную ветку от восточной трубы? На Востоке — чистый гринфилд. Это вывод нового газа на новый рынок. Причем газ этот не может быть поставлен в Европу. Западный маршрут — совсем другое дело. Это предложение Китаю газа с традиционной ресурсной базы наших поставок в ЕС. Перенаправление экспорта. Ответ Европе при помощи ее же оружия — диверсификации.

Плюс проекта — уже запущенная добыча. Газ этот уже есть, не нужно мучиться с запуском новых месторождений. В Надым-Пур-Тазовском регионе ЯМАО мы добываем более полутриллиона кубометров газа. В Китай по западному маршруту мы хотели поставлять 30 миллиадров кубов, но Европа сама утроила этот объем — теперь речь идет уже о 100 миллиардах. По восточной трубе контракт на 38 миллиардов, но есть возможность довести до 60 и еще продлить существующую трубу Сахалин-Владивосток до Китая. Так что слова о том, что поставки в Китай могут превысить продажи в Европу, не выглядят пустой бравадой.

Мы, правда, еще оставили Европе открытую форточку. Это газ полуострова Ямал, который уже соединен с европейcким рынком системой Бованенково-Ухта. Этот газ мы готовы поставлять в Европу, хотя на Ямале скоро появится и другая опция - поставки в сжиженном виде.

Конечно, проект "Алтай" имеет сложности. На западе Китая нет дефицита газа благодаря поставкам из Центральной Азии. Хотя и в этом маршруте была для нас польза. Он убил идею транскаспийского газопровода, дав Туркмении и Узбекистану возможность продавать газ в Поднебесную вместо ЕС. Кроме того, частично это будет российский газ – у ЛУКОЙЛа крупные проекты на территории Узбекистана. Немаловажно, что газ этот покупается Китаем по ценам, сопоставимым с европейскими ценами продаж "Газпрома". Это дает нам хорошие возможности для торга по стоимости. Да, Китай допущен в добычные проекты в ЦАР и частично покупает газ сам у себя. Но, возможно, и мы дадим Китаю долю в добычных проектах.

Да, надо понимать, что Китаю придется тянуть трубу на восток, чтобы доставить российский газ до газодефицитных районов. Это может негативно сказаться на продажной цене. Но и у нас есть аргументы. Расстояние от Уренгоя до западной границы Китая на порядок меньше, чем до ЕС. Между нами нет транзитных стран — если, конечно, не пустить трубу через Монголию. Но в этом случае отношения с транзитером можно переложить на Китай. Себестоимость добычи также на порядок ниже, чем на востоке.

В общем, торг с китайцами, конечно, еще предстоит. Но он может оказаться вполне успешным. Тогда газ Западной Сибири получит альтернативный рынок сбыта. А наши европейские друзья все будут ждать СПГ из Америки или трубы из Ирана.

Вся лента