Поминальная команда

Борис Барабанов о трибьюте Александру Башлачеву

"Если будут петь Сашбаша, это будет порнография",— сказал мне однажды в интервью Борис Гребенщиков, когда зашла речь о том, кто из корифеев русского рока больше годится для кавер-версий и трибьютов. По версии БГ, песни Александра Башлачева, как и песни Владимира Высоцкого, слишком крепко связаны с его собственной, башлачевской исполнительской манерой, вообще с его личной органикой. В то время как песни Майка Науменко или Виктора Цоя может петь кто угодно, ибо созданы они по более очевидным, общепринятым рок-схемам.

Тем не менее трибьют Александру Башлачеву давно обсуждался в рок-сообществе. Реализацией проекта занялся лидер "Калинова моста" Дмитрий Ревякин. В итоге "Калинов мост" записал большую часть аккомпанемента, Дмитрий Ревякин исполнил "Время колокольчиков" и "Все от винта", вместе с ним к микрофону вышли Юрий Шевчук ("Лихо"), Константин Кинчев ("Мельница"), Гарик Сукачев ("Зимняя сказка"), Алексанр Ф. Скляр ("Черные дыры"), Вячеслав Бутусов ("Посошок") и Эдмунд Шклярский из "Пикника" ("Спроси, звезда"). Стихотворение Александра Башлачева "Поезд" прочитал проживающий в США автор-исполнитель Юрий Наумов. Александр Васильев отдал в компиляцию написанную на стихи Башлачева песню "Петербургская свадьба", ранее выходившую на альбоме "Сплина". Наконец, в песне "Некому березу заломати" звучит голос лидера позабытой архангельской группы "Облачный край" Сергея Богаева, успевшего принять участие в записи трибьюта незадолго до своей смерти.

Стоит также отметить участие в записи песни "Мельница" видных исследователей фольклора Сергея Старостина и Андрея Котова. Сочетание колесной лиры и народных духовых с гитарами, барабанами и вокалом Константина Кинчева — возможно, одна из самых больших удач этого диска. Если допустить, что возможен некий уникальный "русский" рок-саунд, то это он и есть.

Если обратиться к доступным первоисточникам, то вспомнится, что большинство из канонических версий песен представляют собой "квартирное" исполнение под акустическую гитару. Так что аранжировки авторам трибьюта нужно было создавать практически с нуля. Звук альбома "Серебро и слезы" — это, конечно, в большой степени звук "Калинова моста". На уровне музыкальной химии большинство треков — это хорошо знакомое сочетание фолка и блюз-рока. Среди редких исключений — речитативно-арт-роковый номер Юрия Шевчука.

Ни одно из инструментальных решений альбома не кажется чрезмерным или неорганичным. "Серебро и слезы" — огромный труд, который, кажется, вполне способен решить главную проблему с наследием Башлачева — привести его песни в доступный для большой аудитории вид. Ведь именно поэтому несколько поколений были лишены его песен — по меркам нового цифрового мира их просто невозможно было слушать. Музыканты отнеслись к материалу крайне бережно, причем не только сохранили в новых версиях песен все их поэтические достоинства, но и усилили, насколько могли, мелодическую структуру.

Но на первом месте остаются, конечно, стихи. И здесь здравствующие мастера потерпели полное поражение от товарища, ушедшего из жизни в 1988 году. Поэзия Александра Башлачева — это абсолютно фотографический оттиск России, всегда актуальный комментарий к тому, что происходит за окном, сегодня и на протяжении столетий. Степень пробирающей поэтической достоверности этих песен такова, что друзьям-коллегам в их сегодняшней творческой форме остается только покорно и аккуратно следовать за башлачевским стихом, не смея и надеяться его превзойти.

"Башлачев. Серебро и слезы. Трибьют" (Navigator Records)
www.kalinovmost.ru

Борис Барабанов

Другие музыкальные альбомы недели

Вся лента