КНДР идет к «Победе»

Российские компании взялись за модернизацию северокорейских железных дорог

Группа российских компаний согласовала с КНДР условия реализации проекта, получившего название «Победа», стоимостью $25 млрд. Российские строители модернизируют железные дороги Северной Кореи в обмен на минеральные ресурсы. Эксперты отмечают, что у КНДР есть природные ископаемые, к которым давно проявляют интерес российские компании, но система бартерных расчетов порочна и обычно приводит к конфликтам.

После восстановления железнодорожной ветки Хасан (РФ) — Раджин (КНДР) российские строители решили взяться за реконструкцию всей железной дороги Северной Кореи

Фото: Андрея Костина, Коммерсантъ

В Северной Корее, на железнодорожной станции Пхеньян Восточный, сопредседатели российско-корейской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка и министр внешнеэкономических связей КНДР Ли Рен Нам приняли участие в торжественной церемонии укладки «золотого звена» реконструкции железных дорог Северной Кореи, сообщили вчера в Минвостокразвития.

«В соответствии с подписанным соглашением в течение 20 лет будет реконструировано 3,5 тыс. км верхнего строения пути, а также искусственные сооружения, включая тоннели, мосты и пристанционные пути. Расходы российских организаций будут покрываться поставками угля, редкоземельных и цветных металлов и других ресурсов из КНДР»,— говорится в сообщении.

По словам выступившего на церемонии генерального директора НПО «Мостовик» Олега Шишова, совместно с правительством КНДР разработан план реконструкции, согласно которому будет построена современная железная дорога с высокой пропускной способностью, соответствующая самому высокому уровню безопасности в мире. Предстоит не только реконструировать существующие сети железных дорог, но и возвести новые участки — в частности, в обход Пхеньяна с юга и с севера для перевозки грузов. Вся сеть реконструируемых железных дорог сегментирована на 10 участков. Компания уже приступила к сбору необходимых данных и проектированию первого участка — узловой станции Пхеньян Восточный.

«Проект даст толчок не только развитию собственно железных дорог КНДР, но и созданию новых современных отраслей строительной индустрии, машиностроения и, что существенно, внесет вклад в углубление российско-корейских отношений»,— подчеркнул в своем выступлении господин Шишов. По его словам, вместе с правительством КНДР «мы определили источники финансирования, наши планы сбалансированы». В комментарии „Ъ“ он пояснил, что компании необходимо провести исследования по железной дороге.

«Это то, к чему наши проектировщики сейчас приступают — сбор исходных данных, техзадания, съемки, кроме того, исследование некоторых месторождений полезных ископаемых, которые станут источником для реализации проекта. Непосредственно строительством будет заниматься корейская сторона, а наши специалисты будут руководить. Это дополнительная работа, тем более, если она будет финансироваться твердой валютой, то, наверное, это полезно. Но это не единственный перспективный проект, которым мы занимаемся, в том числе и за пределами России. Выполнение работ на конкурентной основе за валютную выручку, безусловно, ускорит наше оздоровление»,— сообщил „Ъ“ господин Шишов.

Научно-производственное объединение «Мостовик» — одно из крупнейших проектных и строительных предприятий России. Специалистами омского объединения запроектировано и построено свыше 850 объектов в России и за ее пределами. Годовые объемы выполняемых строительно-монтажных работ превышают 45 млрд руб. Численность сотрудников объединения с учетом филиалов и дочерних предприятий — более 21 тыс. человек. Система проектного управления обеспечивает эффективную реализацию каждого объекта в отдельности, используя ресурсный потенциал всего объединения. «Мостовик» — участник федеральных программ подготовки к саммиту стран АТЭС 2012 года во Владивостоке и Олимпиаде-2014 в Сочи.

«У Северной Кореи есть существенные запасы природных ископаемых. Российские компании давно проявляют к ним интерес. Но нужно учитывать, что данные геологоразведки в КНДР довольно старые и их надо уточнять»,— прокомментировал „Ъ“ руководитель департамента международного сотрудничества и туризма администрации Приморского края Алексей Старичков.

Руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что «не надо строить в Северной Корее, тем более, что у нее нет денег, а наше государство не даст», По его мнению, расчеты по бартеру порочны и, как показывает практика, обычно порождают конфликтные ситуации.

Андрей Костин, Аскер Абишов, Омск

Вся лента