Пивовалы

«Сан ИнБев» продает пермский завод за $20 млн

Пивоваренный холдинг «Сан ИнБев» определился с судьбой закрытого весной Пермского пивоваренного завода — имущественный комплекс выставлен на продажу за $20 млн. Эксперты считают эту площадку привлекательной из-за развитой инфраструктуры. Но вряд ли завод будет использоваться по назначению: крупным западным холдингам, сворачивающим свой бизнес в России, она не интересна, а мелким российским — не по карману.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Объявление о продаже Пермского пивоваренного завода опубликовал в минувший четверг федеральный ресурс «Росриэлт-недвижимость». Согласно тексту объявления, собственник завода выставил его на продажу в виде «производственно-складского помещения». В комплекс входят здания общей площадью 60 тыс. кв. м, оборудование (емкости для хранения силоса, упаковочные линии — стеклотара, pet-линия). В инфраструктуру площадки входят собственная подстанция (12,09 МВт), газовые сети и сети водоснабжения, собственная газовая котельная (три котла), очистные сооружения: аэробная и анаэробная очистка 5 тыс. куб. м/сутки плюс железнодорожная ветка. За весь комплекс назначена цена $20, 1 млн. Отметим, что в список не попали линии по разливу пива в банки, которые считались одними из самых современных в холдинге «Сан ИнБев». По неофициальной информации, линии были демонтированы сразу после закрытия завода.

В «Сан ИнБев» подтвердили, что давали объявление. «Мы заинтересованы в эффективном использовании данной производственной площадки, в связи с чем было принято решение о ее продаже и поиске инвестора», — пояснили „Ъ“ причину продажи объекта в пресс-службе холдинга.

Напомним, производство пива на Пермском филиале ОАО «Сан ИнБев» было остановлено в апреле 2014 года, сама площадка законсервирована. Решение о прекращении производства было вызвано, по словам пивоваров, исключительно экономическими причинами: продолжающимся падением пивоваренного рынка вследствие чрезмерного административного давления на отрасль и крайне жестким регулированием отрасли федеральными властями. От закрытия завода краевой бюджет потерял около 2 млрд руб., которые он получал в виде акцизов. В российском филиале «Сан ИнБев» ранее заявляли, что у компании нет планов возобновлять производственную деятельность на предприятии, при этом имущественный комплекс, оборудование остаются в собственности «Сан ИнБев».

Пермский пивоваренный завод производил в среднем 2 млн гектолитров пива в год (в 2010 году — 2,27 млн Гл). Объемы производства начали существенно снижаться в 2012 году и по итогам 2013 года составили 1,24 млн Гл.

Краевые власти не питали надежд на возобновление производства и предлагали пивоварам совместно найти нового собственника. Вице-премьер края — глава минпромторга Алексей Чибисов считает, что пивоваренный завод может быть интересен «любым пищевикам»: «У них очень развитая инфраструктура: своя подстанция, абсолютно новые очистные».

Совладелец расположенного по соседству «Перммолока» Сергей Поздеев считает $20 млн для Пермского пивоваренного завода справедливой ценой: «Там логистика хорошая». В то же время предприниматель полагает, что непивоварам это производство за такую цену вряд ли будет интересно: «Там же специализированные танки, их нужно будет убирать. Мне кажется, за $20 млн можно построить новый завод в чистом поле».

Согласно данным российских порталов продаж готового бизнеса, сейчас в России выставлено на продажу несколько пивоваренных заводов, большинство из них — мелкие, стоимостью до $1 млн. С июня 2014 года продается также крупное производство в Волгограде — ООО «Пивовар» за $18 млн.

Эксперты считают, что пермское предприятие больше не будет использоваться по назначению. Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз поясняет, что крупные западные пивоваренные холдинги в России теряют свой рынок, а небольшие российские пивоваренные предприятия, напротив, его завоевывают: «Западные пивовары с 2008 года сократили свое производство на 30%, до 300 млн Гл в год, в то время как их российские коллеги увеличили производство в год со 100 млн до 200 млн Гл. Глобальные бренды теряют рынок, россияне предпочитают пить местное пиво, — считает эксперт. — Поэтому крупным пивоваренным холдингам пермский завод будет неинтересен. Но он из-за своих размеров же не нужен и российским компаниям, которые развивают небольшие производства». «Скорее всего, по профилю он использоваться не будет. За последние годы в России было закрыто десять пивоваренных заводов. Но я не слышал, чтобы их кто-то купил», — говорит господин Дробиз.

В 2013 году в Перми владельцы закрыли Пермский маргариновый завод из-за убыточности производства. Этот завод пока не смогли ни продать, ни перепрофилировать.

Вячеслав Суханов

Вся лента