Минфин офшорам ничего не гарантирует

Иностранные юрлица лишаются господдержки

Минфин РФ разработал поправки к Бюджетному кодексу, запрещающие предоставление госгарантий, бюджетных инвестиций и субсидий иностранным юридическим лицам. Таким образом, Минфин выполнил задание Владимира Путина о введении запрета на предоставление офшорам любых форм господдержки, данное президентом еще в конце 2013 года в послании Федеральному собранию. Запрет не коснется офшоров, получающих госгарантии в рамках поддержки экспорта. Этой оговоркой Минфин выводит из-под действия ограничений зарубежные фирмы, используемые Внешэкономбанком для продвижения российского технологичного экспорта.

Согласно разработке главы Минфина Антона Силуанова, тайные перемещения бюджетных средств РФ в офшорах допустимы только ради поддержки российского экспорта

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Минфин опубликовал в пятницу законопроект о правке ст. 241 Бюджетного кодекса (БК), являющийся частью пакета мер по деофшоризации российской экономики, анонсированного Владимиром Путиным в декабре прошлого года. Напомним, тогда деофшоризацию было решено вести по трем направлениям. Это переход к сбору налогов с контролируемых из РФ компаний (законопроект об этом сейчас дорабатывается Минфином), отлучение фирм из низконалоговых юрисдикций от госзакупок (поправки об этом Минэкономики представило в апреле этого года), запрет на предоставление использующим офшоры структурам любых форм господдержки.

Последнее задание и реализует представленный законопроект. Он запрещает выдавать субсидии из бюджета, бюджетные инвестиции и государственные (муниципальные) гарантии иностранным юридическим лицам. Кроме того, даже если юрлицо является российским, значимые субсидии (10 млн руб. из федерального бюджета, 5 млн руб.— из регионального и 1 млн руб.— из местного) оно получит, лишь раскрыв информацию о своих бенефициарных владельцах.

Новации от Минфина по смыслу схожи с пакетом по деофшоризации, который в сентябре внесла в Госдуму группа сенаторов во главе со спикером Совета федерации Валентиной Матвиенко (см. "Ъ" от 9 сентября). В нем, в частности, речь шла о правке ст. 36 БК, которую было предложено дополнить нормой о том, что все участвующие в бюджетном процессе организации должны раскрывать информацию о своих контролирующих лицах. Сенаторы также предложили вписать в БК правило о предоставлении госгарантий исключительно российским юрлицам.

В отличие от сенаторского законопроекта, Минфин предложил принять новые ограничения для офшоров с оговоркой. Запрет не коснется госгарантий Российской Федерации, предоставляемых иностранным юрлицам для оказания поддержки экспорта промышленной продукции товаров, работ и услуг. "Зачастую участие в осуществлении экспортных операций компаний, зарегистрированных на территории иностранных государств (в том числе в офшорных зонах), является единственным способом реализации экспортных контрактов",— объясняет свою избирательность Минфин в пояснительной записке к законопроекту, добавляя, что "выгоду в этом случае извлекают российские экспортеры".

Эти формулировки Минфина повторяют поправки, предложенные в конце сентября Минэкономики к действующему закону "О банке развития". Ими предложено не запрещать Внешэкономбанку сделки с офшорными компаниями, если они направлены на поддержку экспорта российских товаров, работ, услуг. Примечательно, что прежняя версия поправок от Минэкономики запрещала ВЭБу участвовать в реализации сделок, конечными бенефициарами по которым являются юрлица, зарегистрированные на территории офшоров.

Евгения Чернышова, Вадим Вислогузов

Вся лента