Инновации с историей

Прошлое

Нефтегазосервис — один из наиболее быстрорастущих секторов экономики, связанных с добычей углеводородов. К расширению его подталкивают усиление спроса на энергоносители в развивающихся странах и падение производства нефти и газа на зрелых месторождениях по всему миру. Нужды мировой экономики требуют разработки и применения новых технологий, которые могли бы интенсифицировать добычу и сократить издержки нефтегазовых компаний. Эти задачи сервисные компании решали в течение всей истории своего развития, насчитывающей более 150 лет.

Фото: AP

Развитие нефтегазосервиса вплоть до оформления его в отдельную отрасль в середине--конце XX века было не просто напрямую связано с историей добычи углеводородов, а, по сути, являлось этой историей. Заинтересованные в увеличении производства сырья и снижении расходов инвесторы всегда вкладывали средства в разработку и применение новых технологий разведки и добычи.

Активная работа в этом направлении началась в начале 60-х годов XIX века во время нефтяного бума. Но бурением — первоначальной формой и основой нефтесервиса — человек занимается в течение последних нескольких тысяч лет. Тогда целью было получение воды, соли и строительство мощных и устойчивых сооружений. Вращательное бурение (сверление) применялось еще при строительстве пирамид в Древнем Египте. В Китае около 600 года до н. э. сооружались скважины для добычи воды, достигавшие глубины в несколько сотен метров.

На территории современной России еще в IX веке бурились скважины для добычи поваренной соли. Первые упоминания о применении бурения для поисков нефти относятся только к 30-м годам XIX века. Основным районом разведки жидких углеводородов был Таманский полуостров. Там в 1848 году по результатам буровых работ было найдено сырье и сооружена первая в мире нефтяная скважина. Незадолго до этого, в 1846 году, французский инженер Фовель предложил способ непрерывной очистки скважин — их промывку. Суть метода заключалась в том, что с поверхности земли по полым трубам в скважину насосами закачивалась вода, выносящая куски породы наверх. Он очень быстро получил признание, так как не требовал остановки бурения.

Первая нефтяная скважина в США была пробурена в 1859 году. Сделал это в районе города Тайтесвилл, штат Пенсильвания, Эдвин Дрейк, работавший по заданию фирмы Seneca oil Company. Ему удалось пробурить скважину глубиной всего 22 м, но она дала нефть и положила начало нефтяному буму в США.

Шаг в глубину

Впоследствии бурение стали производить не вручную, а промышленным способом. В России бурение нефтяных скважин механическим ударным методом применил полковник Ардалион Новосильцев в 1864 году в Краснодарском крае. Благодаря этому число скважин на нефтяных промыслах в конце XIX века стало стремительно расти. Если в 1873 году в Баку их было только 17, то к 1901 году — уже 1740, что превратило бакинское побережье в основную нефтегазовую провинцию Российской империи. Одновременно увеличилась глубина нефтяных скважин — с 55-65 м в 1872 году до 425-530 м к концу XIX века.

Затем было сделано несколько важнейших шагов в развитии нефтесервиса. Первый — применение метода вращательного бурения с промывкой скважин глинистым раствором. Впервые это было проделано в конце 1880-х годов близ Нового Орлеана (Луизиана, США). В России этот метод был впервые применен в окрестностях Грозного в 1902 году, где на глубине 345 м нашли сырье. Второй — бурение на море (впервые — в 1897 году в Тихом океане в районе острова Сомерленд, штат Калифорния). В России первая морская скважина была пробурена в 1925 году в бухте Ильича (близ Баку) на искусственно созданном острове. В 1934 году на острове Артема в Каспийском море было осуществлено кустовое бурение (несколько скважин бурятся с общей площадки). Впоследствии метод стал широко применяться при бурении в условиях ограниченного пространства (в болотистой местности, с морских буровых платформ и т. д.). С начала 1960-х годов с целью изучения глубинного строения Земли в мире стали применять сверхглубокое бурение.

В начале 1920-х годов был изобретен турбобур, представлявший собой одноступенчатую гидравлическую турбину с планетарным редуктором. Турбина приводилась во вращение промывочной жидкостью. Позже, в середине 1930-х годов, конструкцию турбобура усовершенствовали. Всего через несколько лет, в 1940-м, была пробурена первая скважина электробуром. Сам метод был запатентован в России еще в конце XIX века, но эффективную, применяемую по сей день конструкцию электробура разработали лишь в 1938 году.

Следующим важным этапом стало изобретение нового метода интенсификации добычи, который до сих пор является одним из самых эффективных,— гидроразрыва пласта (ГРП). Проведение первого в мире ГРП приписывается американской компании Halliburton, выполнившей его в США в 1947 году. Позже, в 1953 году, проводились ГРП и в СССР. Впервые в мире гидроразрыв пласта для добычи нефти был применен в 1954 году в угольных шахтах Донбасса.

Со времени ввода в промышленную эксплуатацию первых нефтяных месторождений появилось множество компаний, предоставлявших услуги бурения скважин. Но по мере развития отрасли происходила консолидация рынка, которая привела к тому, что сейчас около 80% нефтесервисных заказов выполняют десять крупнейших мировых компаний. Этому способствовали геополитические аспекты и то, что развитие технологий требует крупных материальных вложений, которые по силам только устойчивым игрокам, поэтому небольшие компании либо исчезали, либо поглощались более крупными.

Вечное противостояние

Возникшая в 1860-х годах конкуренция между Россией и США в нефтяной отрасли заметно обострилась после Второй мировой войны. Нефтегазовый сервис стал эффективным инструментом решения геополитических задач, поскольку добывающие компании не обладали необходимыми технологиями разведки и производства и были вынуждены привлекать к сотрудничеству иностранных специалистов.

В этих условиях огромную долю рынка удалось получить западным и в первую очередь американским компаниям, которые активно помогали странам Латинской Америки, Африки, Азии и — главное — арабским государствам. Эксперты по бурению из СССР также передавали опыт иностранным нефтегазовым компаниям, но большая часть из них принадлежала странам социалистического лагеря или дружественным советскому режиму государствам.

Различие в экономических моделях западных стран и СССР напрямую отразилось на нефтесервисе. Если в СССР понятия "нефтесервисный бизнес" просто не существовало, а сервисные услуги оказывали подразделения советских нефтегазовых объединений, то в США и странах Европы к середине XX века на рынке нефтесервиса уже была высокая конкуренция и сформировалась основа сегодняшней расстановки сил.

Крупнейшие мировые компании, работающие в этом секторе, были основаны еще в начале--середине ХХ века. К примеру, французская Schlumberger (текущая годовая выручка — около $30 млрд) была создана в 1926 году. Сейчас в компании работают 82 тыс. сотрудников, она предлагает очень широкий спектр услуг, включая сейсморазведку, тестирование скважин или интенсификацию добычи. Schlumberger работала в Советском Союзе уже в 1920-х годах, содействуя добыче бакинской нефти, но в 1930-е контракты с французской компанией были расторгнуты. Сотрудничество с Schlumberger возобновилось только 1990-х годах.

Но особенно показательна история крупнейшей американской сервисной компании Halliburton (текущая выручка — около $19 млрд). В 1919 году ее основал специалист по цементированию скважин Эрл Палмер Халлибартон. Построив деревянный цементированный смеситель, он нанял бригаду рабочих, взял напрокат грузовик и насос. Через год бизнесмен уже запатентовал цементный смеситель и работал на 500 скважинах в Техасе и Оклахоме. В 1930-х годах Эрл Халлибартон основал исследовательские лаборатории, где тестировали разные виды цемента. Кроме того, началось обширное исследование кислот, применяемых при расщеплении подземных пластов и способствующих повышению нефте- и газоотдачи пласта. В эти же годы компания выполнила первые морские работы и зацементировала морскую скважину на специальной барже в Мексиканском заливе. Это положило начало широкому использованию цементирования скважин в нефтяной промышленности. В 1962 год Halliburton купила своего давнего партнера компанию Brown & Root, которая обладала большим политическим влиянием. С этого времени Halliburton имеет большие лоббистские возможности в Вашингтоне.

Развитие и расширение

Сейчас, согласно данным агентства GBI Research, мировой нефтесервис генерирует около $160 млрд, но эти цифры меняются, поскольку зависят от объемов работ по разведке и добычи. Прибыльность компаний зависит от уровня их технологической экспертизы и эффективности проводимых работ. Рынок разделился таким образом, что крупные игроки выигрывают за счет предоставления широкого спектра услуг. А существование небольших компаний оправдано тем, что они имеют узкую специализацию или действуют на определенной территории.

Эксперты Delloitte, к примеру, считают, что у сервисного сектора есть все условия для развития в текущей ситуации на нефтегазовом рынке. Так, эксперты консалтинговой компании пишут, что недавний резкий рост спроса на нефть со стороны Китая и Индии привел к всплеску интереса к новым технологическим решениям для улучшения качества разведки и увеличения добычи. Все больше и больше инновационных узкоспециализированных продуктов внедряется сервисными компаниями, а не нефтегазовыми гигантами. В 1990-х годах большая часть новых технологий и решений в области разведки и добычи, которые оказались наиболее ценными и используются сейчас крупнейшими нефтегазовыми компаниями мира, были изобретены сервисными компаниями. К таким технологиям в том числе относятся горизонтальное бурение, передовые методы гидроразрыва, глубоководное бурение, сейсморазведочные работы 3D.

В России нефтесервис как отдельный бизнес зарождается только сейчас. Сегодня в стране, по разным оценкам, работают 200-300 сервисных компаний. Их совокупная выручка оценивается в $20 млрд. При этом доля иностранных компаний до введения санкций была достаточно велика — около 20%. Главенствующую позицию занимают на рынке подразделения самих нефтегазодобывающих компаний — около 52%. Независимые сервисники смогли занять лишь 28%, но их доля постоянно растет, особенно из-за стремления ВИНК сбросить балласт непрофильных активов. Кроме того, количество таких компаний может увеличиться на фоне запрета на передачу технологий нефтедобычи, введенного западными странами.

Если динамика добычи в России останется на том же уровне, наиболее интенсивный рост числа компаний ожидается в бурении, а также в сегментах высокотехнологичных методов интенсификации добычи и геофизических исследований. Дело в том, что прирост объемов производства жидких углеводородов в России сокращается: если в начале 2000-х годов он составлял 7-10% в год, то сейчас — 1,5-2,5% в год. Увеличивать добычу углеводородов нефтегазовые компании могут, либо разрабатывая новые месторождения, либо увеличивая извлечение нефти на уже эксплуатируемых объектах. Оба варианта должны привести к расширению сервисного рынка.

Елизавета Шмелева

Вся лента