Правила игры

на мировом нефтяном рынке пытается осмыслить обозреватель отдела бизнеса Юрий Барсуков

Настал момент, которого так долго ждали на Западе: американская сланцевая революция перестала быть внутренним делом США и стала оказывать прямое и существенное влияние на предложение нефти в мире. Нефтяные цены снизились на 20% за последние три месяца на фоне роста добычи в США, которая достигла уровня 1989 года, а импорт энергоносителей в США упал до минимума за 29 лет. На первый взгляд воплощается в жизнь сценарий, который старательно расписывали последние два-три года аналитики МЭА и ОЭСР: сланцевая нефть вытесняет импорт с американского рынка. Это должно привести к некоторому общему снижению цен, которое, в свою очередь, заставит страны ОПЕК снизить добычу и стабилизировать баланс спроса и предложения.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

При этом из-за специфики добычи сланцевой нефти абсолютное большинство аналитиков существенного падения цены не ожидали. Сланцевые проекты стоят дорого, и им необходимы постоянные инвестиции в бурение новых скважин и проведение новых гидроразрывов пластов. Необходимость в значительных инвестициях резко отличает сланцевые месторождения от других добычных проектов. Например, в строительство платформ для разработки шельфа Северного моря в середине 1980-х годов были вложены огромные средства. Но, когда в начале 1990-х годов цена на нефть резко снизилась, работа там все равно продолжалась, потому что продать нефть с некоторым убытком было все же выгоднее, чем совсем остановить добычу. Со сланцевой нефтью не так, говорили собеседники "Ъ": как только цена на сорт Brent опустится ниже $90 за баррель, уже на следующий день бурение на значительной части сланцевых проектов в США прекратится и через пару месяцев добыча начнет снижаться. Эта точка зрения подтверждалась заметной зависимостью между ценой нефти в США и объемом добычи с примерно месячным лагом (см. график в "Online").

Тем не менее пока эта стройная теория не находит подтверждения на практике. Суточная добыча нефти в США с середины лета продолжает расти примерно на 1% в месяц, количество нефтяных буровых установок, по данным Baker Hughes, также увеличивается. Страны ОПЕК, вместо того чтобы снизить добычу и дать место американской нефти, затевают нечто похожее на ценовую войну. Так, Саудовская Аравия в последнее время предлагает дисконты своим клиентам в Европе и Азии, чтобы компенсировать падение продаж в США и удержать долю на мировом рынке.

Снижение цен на нефть продолжается слишком недолго, чтобы делать определенные выводы, но пока не видно никаких признаков скорого восстановления баланса спроса и предложения. Но российскому бюджету неопределенность может дорого обойтись — каждый доллар снижения нефтяной цены лишает Минфин 70 млрд руб. бюджетных доходов.

Вся лента