ЧАСЫ ПЯТИ МОРЕЙ

ЕКАТЕРИНА ИСТОМИНА НА СЕВЕРНОМ РЕЧНОМ ВОКЗАЛЕ

Здание Северного речного вокзала, новых, сталинских водных ворот "Москвы — порта пяти морей", было построено в 1935-1937 годах. Над этим стратегически важным проектом, типовым для довоенной сталинской архитектуры (то есть ориентированным на итальянские ренессансные каноны), работала большая команда. В нее входили архитекторы Алексей Рухлядев (наиболее известный его проект — наземный вестибюль станции метро "Комсомольская" Сокольнической линии) и Владимир Кринский (его архитектурному перу принадлежат несколько шлюзов канала имени Москвы, который строился одновременно с Северным речным вокзалом), скульптор Иван Ефимов (знаменитый реформатор кукольного театра, работал еще и как скульптор для станций Московского метрополитена) и художник Наталья Данько (ей принадлежит скульптурное оформление Северного речного вокзала).

Северный речной вокзал планировался (и был, разумеется, полностью исполнен, а иначе быть не могло) как советский образцово-показательный садово-парковый комплекс. Красивое, парадное, но и очень воздушное — благодаря множеству арок — здание со шпилем было окружено регулярным парком в 50 га (парк несколько лет назад пережил долгожданную реставрацию). Величественный вокзал украшает тонкая башня с часами и торжественным 85-метровым шпилем с огромной пятиконечной звездой. Со звездой, а также с большими башенными часами были связаны две любопытные истории.

Советская звезда, венчающая шпиль, до того, как "возглавить" башню Северного речного вокзала, некоторое время украшала величественную Спасскую башню Кремля. Однако из-за суровых погодных условий звезда (размах ее луча достигает 4,6 м) часто теряла свой золотистый цвет. В 1936 году ее было решено поменять на рубиновую. В центре звезды, перебравшейся на шпиль Речного вокзала, помещены огромные серп и молота. Эту знаменитую коммунистическую пару стоит считать по-настоящему грандиозной драгоценной композицией. Серп и молот украшены крупными уральскими самоцветами-кабошонами (аметистами, топазами и александритами), а также горным хрусталем. Этот невероятный "паваж", дар советской Москве от сказочного советского Урала, почти полностью сохранился и до сих пор — несмотря на то что само здание Северного речного вокзала постоянно разрушалось.

Большие часы, установленные в башне вокзала, согласно распространенной легенде, были сняты с разрушенного в 1932 году храма Христа Спасителя. Никто не может подтвердить эту удивительную версию, но ясно одно — часы, много лет честно работающие в советской башне, очень и очень старые. Им приблизительно 200 лет. Конечно, их внешний вид был изменен в советскую эпоху, в частности, были заменены стрелки (они завершаются фигурами советских пятиконечных звезд) и цифры.

И с 1937 по 1996 год эти часы работали от своего собственного огромного механизма, который сотрудникам вокзала приходилось подзаводить раз в два дня (впрочем, механизм считался образцовым — с точки зрения конструкции и исполнения). В 1996-м часы были частично реконструированы, их больше не нужно заводить вручную, так как их завод регулируется с помощью установленных электронных датчиков. К сожалению, вместе с частью часового механизма в середине "лихих" 1990-х годов были сняты и колокола, которые вскоре бесследно исчезли. Хорошо, что сохранились хотя бы сами башенные часы.

Вся лента