Хозяева вернулись

Сборная Польши спустя 40 лет снова выиграла золото

Чемпионат мира по волейболу

На домашнем чемпионате мира сборная Польши повторила свой успех 40-летней давности

Фото: Imago/Newspix

Победителями мужского чемпионата мира по волейболу стали его хозяева. В состоявшемся в Катовице финале турнира поляки разбили в четырех сетах — 18:25, 25:22, 25:23, 25:22 — бразильцев, выигравших три предыдущих первенства. С подробностями — корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ ДОСПЕХОВ.

Перед этим финалом на польских экранах очень часто появлялись лица уже пожилых мужчин, рассказывавших о собственных грандиозных волейбольных свершениях. Действительно, давным-давно, в 1970-е, был период, когда именно сборная Польши была в мужском волейболе безусловным трендсеттером, ориентиром для других. В 1974 году, на пике своего короткого владычества, она взяла золото чемпионата мира. Потом трендсеттерами и ориентирами стали те, кто в то время ей уступал. А поляки о наиболее престижных титулах забыли надолго.

Чтобы спустя 40 лет вернуть себе звание победителей мирового первенства, им понадобилось получить право провести его дома, а также решиться на довольно смелый кадровый эксперимент. Эксперимент заключался в том, чтобы доверить сборную французу Стефану Антига, который сам еще недавно выходил на площадку и, по сути, не имел никакого тренерского опыта. Доверить — и поверить в то, что, например, не приглашая в команду лидера Бартоша Курека, зато приглашая на его позицию безвестного доигровщика Матеуша Мику, он понимает, что делает.

В итоге все сработало как надо. Польская публика оправдала ожидания, поддерживая свою сборную так, словно на кону в матчах с ее участием стояли не спортивные медали, а независимость страны. А собранная Антига команда оказалась сбалансированным, фактически без слабых мест коллективом, очень легко "усваивавшим" передающуюся с трибун энергию. Ну а Мика за три недели из безвестного игрока превратился в звезду уровня Курека, выдав гениальную игру в финальном матче.

Его, этого матча, в Польше и ждали, и жутко боялись. Сборная Бразилии на турнире выглядела потрясающе хорошо. Так, как выглядела в конце прошлого десятилетия, когда собирала титулы так же легко, как опытный грибник наполняет корзинку после дождя. Полякам удалось до play-off разок с ней справиться — на третьем групповом этапе, на котором они совместно с бразильцами "отцепили" еще одного явного фаворита — российскую команду. Ну так ведь хорошо известно, что дважды подряд равный равного обыгрывает исключительно редко.

По ходу стартового сета финала Польша стала бояться еще больше. Красно-белый катовицкий Spodek ревел, но не мог сбить бразильцев с ритма, остановить падение своих. Хозяева ровней сборной Бразилии не смотрелись. Та, казалось, все же движется к своему рекорду — серии из четырех подряд побед на чемпионатах мира.

Но потом был второй сет, в котором поляки не расклеились, когда после второго технического перерыва добыли отрыв в шесть очков и моментально его разбазарили, вырвав на зубах концовку. И третий — с чудесами Мики, своевременными заменами Антига и новой польской удачей на финише. И четвертый, наблюдая за которым, было видно, как же жутко устали от этого отчаянного польского сопротивления выдающиеся бразильцы,— по гримасе боли на лице Лукаса, по тяжелому дыханию Мурилу, по истерикам их и так-то импульсивного наставника Бернарду Резенди.

Но они, бразильцы, все равно, конечно, не сдавались. Более того, был момент, когда сложилось ощущение, что они своими классом и старанием судьбу обманули, когда, долго-долго догоняя, вдруг повели сразу три мяча — 20:17. Но Spodek не позволил полякам скиснуть. Мика вовремя затруднил бразильский прием планирующей подачей. Михал Виньярский вовремя реализовал сложную доигровку. И бразильцы судьбе покорились. Окончание этого сета превратилось в сплошную череду их ошибок — заступ за центральную линию, передача под удар в блок, атака в сетку... И Spodek поднялся на ноги, чтобы как следует помочь полякам на матчболе, и встретил выстрел Мариуша Влазлого, принесший хозяевам 25-е, "золотое", очко так, как хотел,— то есть ревом втрое громче обычного.

Вся лента