Прямая речь

Насколько перспективно для банков финансирование стартапов?

Наталья Ярашова, начальник отдела малого бизнеса ростовского филиала Банка Москвы

Кредитование бизнес-стартов традиционно считается областью повышенного риска. Мы работаем с предприятиями малого бизнеса, имеющими опыт деятельности ведения бизнеса не менее девяти месяцев. В этом случае банк может оценить финансово-хозяйственную деятельность предприятия и принять решение о возможности кредитования. Предприятию «с нуля» получить банковский кредит очень проблематично. На мой взгляд, изменить ситуацию может создание специальных организаций для кредитования начинающих предпринимателей: банки могли бы финансировать такие организации при условии получения гарантий покрытия возможных убытков со стороны государства.

Григорий Жуков, председатель правления банка «Центр-инвест»

Не секрет, что банки неохотно финансируют стартапы. Многие банки по-прежнему требуют от предпринимателей, чтобы срок их деятельности при обращении за кредитом был не менее трех-шести месяцев. Мы считаем такой подход устаревшим. Инвестиции более всего нужны именно на этапе запуска бизнеса. Мы выращиваем предпринимателя: еженедельно банк организует для предпринимателей семинары, проводит консультации, приглашает наставников. Когда начинающий предприниматель осознает риски и преимущества проекта, только тогда он подает заявку на кредит. Но поскольку банк уже знает о рисках и преимуществах заемщика, то кредит выдается по более низкой ставке, клиент стремится не допустить ошибок. Поэтому проблем со стартапами не возникает. Если вы решили обратиться в банк за кредитом на стартап, стоит обратить внимание на некоторые моменты.

Первое — это бизнес-план. Любая бизнес-идея должна быть обоснована и просчитана. Если вы хорошо знаете рынок и понимаете свои возможности, то и банку будет проще оценить перспективность проекта. Приоритет отдается проверенным технологиям, эффективность которых известна. Лучше выбрать технологию, которая уже успешно используется на мировом рынке, но еще не распространена у нас. Это обеспечит вам конкурентное преимущество и облегчит поиск финансирования. При выборе банка стоит также учитывать, что у кредитных организаций тоже есть своя специализация. Бывает, что малый предприниматель обращается в крупный банк, ориентированный на работу с крупным бизнесом, а потом жалуется на равнодушное отношение. Лучше сразу обратиться в банк, специализирующийся на малом бизнесе. Тогда и внимание к клиенту будет соответствующее. Крупным федеральным банкам иногда бывает неинтересно вникать в ситуацию конкретного предпринимателя и находить индивидуальные финансовые решения. А вот региональные банки более заинтересованы в привлечении малого бизнеса.

Виктор Тусиков, управляющий краснодарским филиалом банка ВТБ24

На данный момент не существует банков, которые готовы выдать кредит на предприятие с нуля, именно на идею. В некоторых кредитных организациях есть финансирование на франшизу. Но там, как правило, весьма жесткие условия. Основная проблема отсутствия финансирования стартапов в банках — это дефицит хорошо проработанных бизнес-идей. Почему выбирают франшизу? Потому что там есть проработанный бизнес-план, расчет среднего чека, есть план, где разместить бизнес, какой средний доход. На все вопросы есть ответы. Другая проблема в том, что начинающие бизнесмены-старт­аперы не умеют эффективно презентовать банку свои проекты. Мы рекомендуем стартаперам обращаться к венчурным инвесторам. В России есть отдельное направление, например, в «Опоре России», которая поддерживает молодых предпринимателей.

Беседовал Иван Демидов

Вся лента