«Авиакору» ищут крылья

Власти вернулись к вопросу восстановления производства Ил‑114 на базе самарского завода

Самарский завод «Авиакор» предварительно определен приоритетной базовой площадкой, на которой, возможно, будет развернуто производство Ил‑114. Правительство России вернулось к обсуждению проекта, несмотря на то что недавно Минпромторг РФ признал восстановление производства самолета нерентабельным. По мнению экспертов, реализация проекта на самарском заводе возможна при наличии необходимого финансирования.

Развертывание производства Ил‑114 на самарском «Авиакоре» поможет заводу выйти из убытков

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

Правительство России вернулось к вопросу восстановления производства Ил‑114. Во вторник на совещании в Москве под председательством вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина было принято решение производить самолет на российских предприятиях. Как сообщает пресс-служба правительства Самарской области, приоритетной базовой площадкой предварительно был определен самарский завод «Авиакор» (входит в холдинг «Русские машины». — „Ъ“).

Ил‑114 — семейство турбовинтовых самолетов для местных авиалиний. Вместимость — 64 пассажира. Дальность полета — 1,5 тыс. км. Первый опытный полет состоялся в 1990 году, но из-за недостатка финансирования и других проблем массовое производство самолета так и не было развернуто. До 2012 года выпускался в Ташкенте, построено около 20 самолетов. В 2012 году каталожная стоимость оценивалась в $16 млн.

Напомним, идея реанимации проекта Ил‑114 возникла весной в разгар конфликта РФ с властями ЕС и США из-за Украины. В июле на совещании по социально-экономическому развитию Самарской области с участием Владимира Путина вновь был поднят этот вопрос. Тогда генеральный директор «Авикора» Алексей Гусев заявил, что самарский завод готов начать производство самолетов Ил‑114. «Начнем мы производство из тех заделов, которые остались в Узбекистане, там порядка 10 воздушных судов. Мы их планируем перевезти и доделать. Одновременно с этим будем заниматься оцифровкой этого самолета, и уже на новые модернизированные самолеты с новым пилотажным авиационным комплексом, мы планируем, уйдет лет пять», — сообщил господин Гусев. По его подсчетам, освоение самолета, сертификация, оцифровка, подготовка производства обойдутся в сумму от 10 до 12 млрд рублей. 11 августа Владимир Путин дал поручение оценить целесообразность развертывания серийного производства самолета Ил‑114 на базе «Авиакора» для нужд военного ведомства и гражданской авиации, но спустя две недели Минпромторг России заявил, что возобновление этого проекта нерентабельно.

Стоит отметить, что развертывание производства Ил‑114 на сегодняшний день является практически единственным шансом для «Авиакора» избежать закрытия предприятия. Последние десять лет из-за отсутствия заказов производство на самарском заводе практически простаивало, предприятие терпело миллионные убытки. Надежда на возрождение «Авиакора» забрезжила в 2012 году. Развитие завода областные власти в первую очередь связывали с заказами Минобороны на производство Ан‑140. Однако согласно годовому отчету предприятия за 2012 год, «Авиакор» передал Минобороны только два из шести запланированных Ан‑140, убыток завода по итогам 2012 года составил 675,3 млн рублей. В 2013 году предприятие передало министерству еще три самолета, а убыток завода увеличился до 760,6 млн рублей. В июле этого года Алексей Гусев сообщил, что производство Ан‑140 на самарском заводе может полностью остановиться из-за сбоев поставок запчастей с Украины.

Почему правительство РФ вернулось к вопросу восстановления производства Ил‑114, не сообщается. Однако известно, что готовность провести полное цифровое перепроектирование и модернизацию самолета выразило ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК. — „Ъ“).

Генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак не считает «Авиакор» подходящей для производства Ил‑114 площадкой. «В Ульяновске на «Авиастаре» недавно смогли сделать что-то подобное: у них получилось возродить производство Ил‑76. Но, во‑первых, на это ушло пять лет, а во‑вторых, завод в Ульяновске и завод в Самаре — это две фундаментальные разницы: «Авиакор» устарел, там практически все разрушено», — рассуждает господин Рыбак. По его словам, логичнее было бы организовать производство Ил‑114, например, на Воронежском авиационном заводе, чем на самарском «Авиакоре».

Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев настроен более оптимистично. «Авиакор» можно назвать подходящей площадкой, как минимум — заинтересованной. К тому же за самарским заводом стоит мощный лоббист Николай Меркушкин и не менее мощный лоббист Олег Дерипаска (владелец «Русских машин». — „Ъ“). За то время, пока идет оцифровка и подготовка к производству самолета, можно модернизировать завод, это вопрос лишь денег и доступа к техресурсам», — объясняет господин Пантелеев.

В свою очередь, пресс-служба регионального правительства, цитируя врио губернатора Самарской области Николая Меркушкина, сообщила, что «в случае конкуренции между регионами страны Самарская область будет готова вложить 1–1,5 млрд рублей в модернизацию «Авиакора» для того, чтобы производство самолета было в Самаре».

По информации пресс-службы облправительства, Минпромторг через две недели представит план действий по восстановлению производства Ил‑114.

Екатерина Вьюшкова

Вся лента