Европа в госдолг не поверит

Минфин может остаться без западных кредиторов

Новые санкции Евросоюза могут лишить Россию европейских инвесторов в новые выпуски суверенных долговых бумаг — такую меру, по словам источников информагентств, обсуждают в ЕС. Еще два месяца назад на иностранных, в основном европейских, держателей приходилось более четверти объема обращающихся ОФЗ. Даже притом что Минфин сейчас не торопится наращивать госдолг, выпадение в перспективе европейцев из числа покупателей ОФЗ способно негативно повлиять не только на весь российский долговой рынок, но и на бюджетную политику и экономическую ситуацию, опасаются эксперты.

О том, что в рамках подготовки новых санкций ЕС обсуждается запрет европейским инвесторам приобретать новые гособлигации России, вчера сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники в дипломатических кругах ЕС. Предполагается, что обсуждать возможные дополнительные санкции лидеры ЕС будут в течение текущей недели. По словам одного из источников Reuters, запрет на приобретение новых российских долговых госбумаг может быть в следующем пакете санкций, которые затронут энергетический, банковский и оборонный сектора.

Иностранные инвесторы являются стратегически важными для России держателями ее суверенного долга. Причем в период, предшествовавший росту напряженности между Россией и Западом, российские финансовые власти сделали все возможное для расширения торговых возможностей для иностранных инвесторов, открыв им прямой доступ к рынку ОФЗ через европейские расчетные депозитарии Euroclear и Clearstream. В результате, согласно статистике ЦБ, опубликованной вчера, на 1 июля доля ОФЗ в иностранном держании составляла 25,6% (945 млрд руб.). При этом основными инвесторами сейчас являются именно европейцы, указывает главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин.

Впрочем, за июль и август иностранцы могли отчасти распродать ОФЗ на информационном фоне санкций, отмечают эксперты. Кроме того, краткосрочный эффект от введения запрета для европейцев инвестировать в российские госбумаги был бы ослаблен тем, что им запретили покупать только новые бумаги, которые Минфин в последнее время не слишком охотно и размещает — из-за неблагоприятной конъюнктуры (высоких доходностей) было отменено уже шесть еженедельных аукционов подряд.

Однако надолго отказаться от размещений ОФЗ Минфин не может, потребность в длинных ресурсах у государства есть, отмечает начальник аналитического управления банка "Зенит" Кирилл Сычев. И отсутствие европейских инвесторов среди покупателей новых выпусков способно осложнить размещение ОФЗ, продолжает эксперт. "Доля нерезидентов возрастает с увеличением сроков погашения, соответственно, если европейцы выпадут из числа потенциальных инвесторов, Минфину станет сложнее размещать в первую очередь бумаги со сроком погашения свыше трех-пяти лет",— говорит господин Сычев. "Если в этом году у Минфина нет острой потребности в заимствованиях из-за обесценения рубля и, соответственно, роста нефтегазовых доходов, то бюджет на следующий год сверстан с дефицитом, и ограничение источников его заполнения может заставить власти экстренно урезать его расходную часть и увеличивать доходную",— рассуждает господин Надоршин. Это, по его словам, может привести, в частности, к ужесточению фискальной политики (в частности, введению обсуждаемого сейчас налога с продаж).

Азиатский рынок с точки зрения размещения ОФЗ эксперты оценивают скептически. "Азиатские инвесторы не так хорошо знакомы с российскими рисками, а значит, будут менее охотно, чем европейцы, с которыми отношения уже налажены, приобретать бумаги",— считает господин Сычев. Подтверждением этому служит тот факт, что пока ни один из эмитентов, подпавших под санкции, даже с госучастием, не размещал облигации в Азии, отмечает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Активизировать привлечение в госбумаги азиатских инвесторов было бы можно, но вопрос в том, какова будет полная стоимость таких заимствований с учетом не только доходности бумаг, но и возможных дополнительных условий новых партнеров (например, цена торговых контрактов), добавляет Евгений Надоршин. Отметим, что и текущая доходность ОФЗ на вторичном рынке растет — если по девятилетним бумагам в июне она в среднем составляла менее 8,5% годовых, то в августе — примерно 9,5%, достигая локальных максимумов 9,85% годовых.

Ограничение доступа европейцев к ОФЗ негативно отразится и на частных заимствованиях. "Ставка по ОФЗ — это индикатор для рынка, и ограничение приведет к тому, что частные заемщики не получат ценового ориентира или он будет искажен",— отмечает Кирилл Сычев.

Ольга Шестопал, Иван Кузнецов, Дмитрий Ладыгин

Вся лента