"Самоирония позволяет благотворительности сделаться частью повседневности"

Флэш-моб Ice Bucket Challenge стал самой популярной благотворительной интернет-акцией. Журналист Наталия Осс считает: успех акции связан с тем, что она освобождает участников от чувства вины перед теми, кто нуждается в помощи, и выводит благотворительность из трагического контекста.

Люди обливаются холодной водой. На глазах у миллионов пользователей интернета прыгают в ванны, наполненные льдом, или опрокидывают на голову чаши, ведра, кастрюли, мусорные баки, тазы, контейнеры, горшки с холодной водой. Ice Bucket Challenge — благотворительная акция фонда по борьбе с боковым амиотрофическим склерозом. Каждый участник должен перечислить $10 в фонд, облить себя ледяной водой, снять процесс на видео и выложить в сеть, бросив вызов еще троим. Правила так удачно придуманы, что акция распространяется по миру со скоростью компьютерного вируса.

В основе акции — совершенно дурацкая затея, но фонд по борьбе с редким заболеванием, о котором вряд ли кто-то вообще знал, не говоря уже о том, чтобы отдать ему хоть копейку, собрал на этом дуракавалянии более $90 млн и заполучил 1,7 млн новых жертвователей. Любой благотворитель скажет, что это и есть самое главное — люди, которые стали донорами фонда. Есть шанс, что многие из них будут помогать постоянно.

Смотреть ролики невероятно интересно. Марк Цукерберг обливается где-то в саду, у стола с простецкими стульями, ценой $100 за пучок, Билл Гейтс мастерит устройство вроде виселицы, встает под него и дергает за веревочку. Леди Гага устраивает декадентский спектакль, а Опра Уинфри самоиронична, Джастин Тимберлейк грубоват, и его ролик напоминает шоу "мокрая майка", которое обычно устраивают в барах невысокого пошиба, а Стивен Спилберг умудряется выглядеть немножко аристократом, несмотря на мокрые штаны.

Обливание водой — такая старая глупая штука, вроде той, когда актер поскальзывается на банановой кожуре, а зал покатывается со смеху. Работает "в лоб", не изысканно, но людям весело смотреть, как другие дурачатся. Похоже, открыт новый способ привлечения внимания к благотворительности. Для России это тем более интересно, что у нас благотворительность — тема трудная, мучительная. Все, что делается в этой области, совершается всегда всерьез — красиво или трагично. Когда в России собирают деньги, обращаются обычно к самым лучшим чувствам человека, взывают к глубинам его совести — помоги, а то умрет. Поэтому так популярна у нас детская благотворительность и благотворительность онкологии — помоги, умирает ребенок. И ты помогаешь, иначе сам себе никогда не простишь. Для тебя туфли или ужин в ресторане, а для него — шанс спастись. Идиотское ведро с водой как будто снимает вину с тех, кто здоров. Эй, ребята, быть людьми — это самая большая глупость, на которую мы подписались. Мы часто выглядим идиотами, все, даже Билл Гейтс. Тем более Билл Гейтс.

В России пока еще стыдно быть смешным. Но акции вроде этой помогают снять запреты. Чулпан Хаматова вышла в ластах и очках для подводного плавания на бульвары и окатила себя водой, призвав жертвовать на фонд "Подари жизнь". А Лиза Боярская предлагает помочь фонду Константина Хабенского и разыгрывает для этого целый спектакль, где первая смеется над собой. Самоирония позволяет благотворительности сделаться частью повседневности: пусть мы смешны и нелепы, пусть мы несовершенны, но все-таки способны сделать хотя бы на 10 руб. добра.

Вся лента