Последний месяц в тихой гавани

В июле экономика России продолжала дрейфовать к нулю

Восстановление инвестиций оборвалось, а частное потребление росло заметно медленнее, чем во втором квартале, свидетельствуют свежая порция макроэкономической статистики Росстата за июль 2014 года и оценки независимых экономистов. Динамика внутреннего спроса в июле фактически обнулилась, что увеличивает риск рецессии во втором полугодии 2014 года.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Первое, что обращает на себя внимание в макроэкономическом отчете Росстата за июль,— это падение инвестиций в годовом выражении на 2% после того, как в июне показатель впервые с начала года продемонстрировал плюс 0,5%. Конец первого полугодия действительно показался переломным для динамики капвложений как аналитикам, так и чиновникам. По итогам второго квартала данные Росстата действительно свидетельствовали о том, что увеличение инвестиций началось во многих отраслях. Исключением оказались лишь добывающие отрасли (кроме нефти и газа), металлургия, химия, производство кожи и обуви и госуправление.

В июле инвестиции перестали восстанавливаться, считают в ЦМАКП. По оценкам аналитиков центра, "после стабилизации в конце первого--начале второго квартала в первые два летних месяца предложение инвестиционных товаров начало достаточно быстро сокращаться" — на 1,3% в месяц с учетом сезонности. Снижение предложения объясняется довольно резким сокращением импорта инвестиционного оборудования (минус 2,5% в месяц в июне--июле) и стройматериалов (минус 0,7%), хотя объемы производства отечественного оборудования остаются стабильными. О том, что происшедшее снижение было как-то связано с ожиданиями санкций, Владимир Сальников из ЦМАКП свидетельствовать не торопится. Александр Морозов из HSBC склонен его поддержать, отмечая, что и на других показателях июля эффект от санкций (как внешних, так и внутренних) пока неочевиден.

Между тем июль ознаменовался неожиданным для большинства аналитиков всплеском потребительской активности домохозяйств, на что, впрочем, указывали опросы ЦБ и Росстата. Рост реальных зарплат хотя и притормозил (с 2,1% в июне до 1,8% в июле в годовом выражении, закрепившись на нуле с учетом сезонности), но безработица оставалась на исторически низких уровнях (4,9%) благодаря действию эффекта старения населения и сезонно высокому спросу на рабочую силу, а инфляция замедлялась. Кроме того, за июль увеличение объемов потребительских кредитов оказалось вторым по величине (после апреля) с начала года, а весь прирост банковских частных депозитов за месяц объясняется положительной переоценкой их валютной составляющей и начисленными процентами, подсчитал Игорь Поляков из ЦМАКП. В результате оборот розницы в июле набрал дополнительно 0,4 процентного пункта и вырос на 1,1% год к году, хотя среднемесячные темпы его роста во втором квартале были на уровне 1,4%. С учетом сезонности быстрее всего увеличивалось потребление непродовольственных товаров — одежды, электроники, медикаментов и домашней медтехники. И тут без предчувствия потребителями импортных санкций, вероятнее всего, не обошлось.

Аналитики, опрошенные "Ъ", сходятся на том, что частное потребление, обеспечивавшее последние годы две трети роста ВВП, будет замедляться и дальше. На горизонте ближайшего квартала домохозяйства почувствуют увеличение цен и уменьшение предложения части товаров, ввоз которых был ограничен. По оценкам Дмитрия Полевого из ING Eurasia, в июле темпы роста внутреннего спроса замедлились до 0,1% год к году по сравнению с 0,5-0,6% в апреле--июне 2014 года: от сползания в рецессию экономику смогут удержать лишь вероятное увеличение вклада чистого экспорта и хороший урожай. Да и то при условии, что геополитическое давление на Россию не продолжит расти.

Алексей Шаповалов

Вся лента