Автомобили хотят оснастить страховыми датчиками

РСА разработал условия для европротокола

Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил требования к приборам, которые будут автоматически передавать данные о мелких авариях страховым компаниям. Это упросит оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД, что, как следствие, приведет к уменьшению пробок. Главное, на чем настаивает РСА,— невозможность изменить или стереть фотографии, видеозаписи и GPS-координаты с приборов. Эксперты опасаются, что устройства эти будут слишком дорогими, поэтому пользоваться ими никто не будет.

Фото: Сергей Бровко, Коммерсантъ

Проект требований к техническим средствам контроля, необходимым для оформления аварий без ГИБДД (европротокола), РСА в ближайшее время направит в Минтранс. Ведомство сейчас разрабатывает проект постановления правительства РФ, где запишут параметры приборов.

Напомним, что право оформлять аварии без Госавтоинспекции позволяет избежать пробок, которые образуются из-за ожидания инспекторов (до их приезда поврежденные машины нельзя двигать с места). Однако популярность европротокола невысока из-за лимита ущерба, который может быть заявлен в страховую компанию. 2 августа он был увеличен с 25 тыс. до 50 тыс. руб. С 1 октября в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях водители смогут пользоваться расширенным до 400 тыс. руб. европротоколом. При этом страховщику нужно будет передать показания со специальных датчиков, установленных в машине. Так компании хотят получить максимально полную картину об инциденте.

Требования в общих чертах уже закреплены в законе об ОСАГО: нужна фото- или видеосъемка с места ДТП, а также спутниковые координаты. В РСА считают, что фотографировать можно будет при помощи обычного мобильного телефона с камерой. "При этом запись и обработку фото- или видеоизображения производит специальное мобильное приложение, с помощью которого исключается несанкционированный доступ к информации",— говорят в РСА. Страховщикам нужно будет представить обзорный снимок поврежденных машин, фотографию VIN-номера машины (либо фото номера кузова или рамы), а также фото всех повреждений, полученных в ДТП. Второй блок требований — к спутниковой системе. В РСА говорят, что она должна обеспечивать точность позиционирования автомобиля на карте до 10 м и фиксировать данные о факте удара (с помощью датчика-акселерометра). Устройство должно работать в течение пяти минут после прекращения электропитания (к примеру, если в ходе ДТП была повреждена проводка).

Президент РСА Павел Бунин считает, что только так можно избежать мошенничеств (страховые компании опасаются, что водители будут инсценировать ДТП, чтобы потребовать ущерб с компании). При этом он называет подобные приборы "доступными". "Ряд производителей выпускает устройства, соответствующие требованиям,— заявил он.— Значительное количество водителей уже используют подобное оборудование". РСА уже отобрал компании, устанавливающие датчики и готовые оперативно передавать данные страховщикам.

"Будут ли включены в проект предложения РСА и в каком объеме, станет известно на более поздних этапах обсуждения документа",— заявили "Ъ" в пресс-службе Минтранса. В ведомстве говорят, что требования должны вступить в силу лишь "во втором квартале 2015 года", хотя, согласно закону, расширенный европротокол должен заработать в октябре. В РСА "Ъ" пояснили, что, пока не будет требований, водители смогут заявлять ущерб только до 50 тыс. руб.

"Задача вовсе не исключить мошенничество, как считают в РСА, а сделать процедуру доступной,— говорит глава компании "Главстрахконтроль" Николай Тюрников.— Водитель не должен проводить более десяти минут на месте мелкой аварии. Он должен сфотографировать машину и отправить фотографии страховщику". Устройства, о которых говорит РСА, по оценке господина Тюрникова, стоят 5-6 тыс. руб. "Никто не будет доплачивать эту сумму, чтобы иметь теоретическую возможность оформить мелкое ДТП в будущем, особенно при стоимости полиса 3-4 тыс. руб.",— говорит он. Другие эксперты опасаются, что необходимые устройства придется разрабатывать с нуля: все существующие приборы позволяют изменять данные. "Сегодня на рынке просто не существует оборудования, отвечающего этим требованиям.— отмечает вице-президент НП ГЛОНАСС Евгений Белянко.— Потребуются аппаратные решения, разработка и производство нового оборудования. На это может уйти более года".

Иван Буранов

Вся лента