"Бояться надо не "Яндекса", бояться надо интернета"

Максим Фалдин о незавидной судьбе тех, кто ставит против интернета

Максим Фалдин, сооснователь онлайн-гипермаркета Wikimart

Минувший месяц в интернете прошел под знаком "Яндекса". Сначала его представители объявили о том, что можно будет делать покупки прямо на страницах "Яндекс.Маркета" и пообещали заняться доставкой. Затем "Яндекс" еще и купил интернет-портал Auto.ru за $175 млн. Начались разговоры о консолидации в отрасли и о том, что конкурировать с крупнейшей компанией в Рунете будет невозможно. Все ровно наоборот.

Бояться надо не "Яндекса", бояться надо интернета. Бизнес, конечно, напоминает спорт, но далеко не всегда. В инновационных отраслях выигрывают не отдельные компании, а экосистема. Цитирую основателя Amazon Джеффа Безоса: в бизнесе побеждают и проигрывают целые отрасли. Сейчас происходит очередной масштабный разрыв сложившегося статус-кво: из-за развивающегося "Яндекс.Маркета" терпят поражение офлайновые магазины, а не e-commerce; благодаря "Яндекс.Такси" клиентов теряют совковые автопарки, а не GetTaxi.

В 2008 году к нам в Стэнфорд пришел с лекцией Эрик Шмидт, председатель совета директоров компании Google. Он говорил: не ставьте против интернета, все равно проиграете. Я тогда подумал, ну кто всерьез сомневается, что развитие интернета — это магистральный тренд? Ан нет! Когда через год вернулся в Россию и когда выходил из АКИТ летом прошлого года, увидел, что очень многие бизнесмены в России ставят против интернета. Они всерьез считают, что интернет — это игрушка, потребители наиграются и вернутся к ним, в офлайн. Вот этим людям должно быть страшно.

Например, некоторые офлайновые продавцы электроники искренне верят, что ситуация, когда несколько ведущих ритейлеров и несколько производителей вступили в сговор и диктуют покупателям цены, сохранится навсегда. Но интернет активно разрушает этот миф.

Говорить про свершившуюся консолидацию в Рунете пока рано. Наш интернет-рынок еще даже не подросток, а трехлетний ребенок, он делает лишь первые шаги. Все, кого здесь считают состоявшимися игроками, — только в начале пути. Нишевой лидер и состоявшийся бизнес — очень разные вещи. Auto.ru — это маленькая начинающая компания, фактически стартап, который "Яндекс" будет развивать. И $175 млн в глобальном контексте не выглядят большой суммой. Такая же история с "Кинопоиском". Очевидны и следующие "жертвы" — недвижимость и финансовые услуги. Убежден, что после сделки с Auto.ru у дверей Cian.ru и Banki.ru уже выстроились инвесторы. Эти компании могут еще вырасти в 10-20 раз и по аудитории, и по выручке.

Отрасль развивается так быстро, что мы не конкурируем внутри Рунета, а съедаем устаревшие бизнес-модели. От экспансии "Яндекса" выиграет вся отрасль, а проиграют те, кто до сих пор ставит против интернета.

Вся лента