Земля карнавалов и кладбищ

«Новый Орлеан в фотографии» в МАММе

В московском Мультимедиа Арт Музее при поддержке посольства США в Москве открылась выставка «Новый Орлеан в фотографии». Один из самых таинственных и мистических городов южного штата Луизиана предстал в тысяче снимках. Куратором выставки выступил новоорлеанский фотограф Фрэнк Релле.

В самом начале выставки посетителей встречает карта штата Луизиана, по которой можно не только проследить важнейшие транспортные и промышленные артерии, но и отметить, что Новый Орлеан, например, с трех сторон окружен водой, а население представляет собой смешение афроамериканцев, французов, испанцев, ирландцев, итальянцев и немцев, давших гремучую культурную смесь на этой земле. Экспозиция выстроена причудливым образом: стены буквально испещрены мелкими снимками, выложенными их авторами—обычными жителями Нового Орлеана в Instagram или Facebook, которые группируются вокруг расположенных под стеклом и распечатанных в большом формате фотографий профессионалов с именем. Всего в рамках экспозиции представлены работы 60 профессиональных фотографов и 161 фотолюбителя. Организаторы выставки, с одной стороны, хотели создать эффект прокручивания ленты новостей в соцсетях, где визуальные образы мелькают хаотично, не неся глубокой смысловой нагрузки, а с другой — заставить спорить выверенное искусство в виде фотополотен от асов своего дела и любительскую съемку, не предполагающую ни владения приемами, ни построения композиции.

Фотокамеры обывателей становятся проводниками в цветастый, манящий мир города-полумесяца, где жрицы продажной любви прохаживаются по улицам, как и 100 лет назад, в яркости нарядов соревнуясь с новоорлеанским довольно обширным гей-сообществом. Вместе с тем юг США традиционно был местом смешения не только кровей, африканской и европейской культур, но и религий. Евангельские протестанты, католики-фундаменталисты, вуду — это далеко не полный список духовных практик, которые встречаются в Новом Орлеане. На многих снимках можно увидеть распятия, фарфоровые статуэтки святых, праздничную выпечку в виде крестов. Центральная тема большинства фотографий — масштабное карнавальное шествие в честь «жирного вторника» накануне христианского Великого поста под сочным названием «Марди Гра». Фрики всех мастей, королевы бурлеска, шаманы, уличные танцовщики в психоделических костюмах и порой леденящих кровь масках — все они герои этих фото.

Однако как бы широко ни улыбались люди с фотографий, за внешне свободной и беззаботной атмосферой постоянно просвечивает темная сторона Нового Орлеана. И дело тут не только в старинных кладбищах с изящными надземными склепами, которые неоднократно встречаются в ленте экспозиции. Пронзительной красоты закаты, туманные болота, покосившиеся дома с облупленной зеленой краской и нависшими над ними корявыми деревьями, заброшенные виллы, пустынные питейные заведения с историей — будто декорации к нашумевшему мистическому сериалу «Настоящий детектив». Недаром и вампир Лестат из фильма «Интервью с вампиром» в качестве своего убежища выбирает именно Новый Орлеан. Он и раньше был городом загадочным, с мистическим флером и своими легендами, но после катастрофического урагана Катрина 2005 года эти его качества усилились во сто крат — запустение, бедность и тоска составляют нерв многих снимков.

Особую категорию фотографий представляют изображения народного промысла: местные жители по сей день занимаются ловлей крабов, устриц, охотой на крокодилов и каймановых черепах. Жизнь в этом регионе не из легких, раз женщины сами свежуют убитых ими оленей, согласно фото. Луизиана — штат, где почти каждый имеет оружие и не стесняется выкладывать брутальные снимки с обрезом наперевес в соцсеть.

В работах профессионалов темы все те же, только переживания непроходимой печали и меланхолии перед этими фотографиями становятся сильнее. Мистикой отдает фото Маркуса Кенни, на котором женщина в черном платке сосредоточенно машет перед глазами какой-то безумной черной статуи во дворе. В религиозном сосредоточении стоят по колено в бурой воде Миссисипи трое фактурных афроамериканцев, совершая крещение перед объективом Джоэла Пикфорда. Отбившийся от парада индеец в огромном белоснежном костюме из перьев одиноко склонился на парковке, когда его запечатлела Линда Рено. Колоссальные разрушения от урагана Катрина показаны на много говорящем фото Эда Каши: из полностью уничтоженного дома спасенной оказывается лишь копия скульптурной группы Пьета.

Дополнить мозаику и полностью воплотить дух юга призваны фотографии музыкантов, ведь именно в дельте Миссисипи некогда зародился джаз. Традиции джазовых похорон на улицах Нового Орлеана сохраняются до сих пор — об этом свидетельствует черно-белая работа Альфонсо Брешиани. В объектив Рика Оливье попали гениальный слепой певец и гитарист Снукс Иглин и легенда блюза композитор Аллен Туссен. Самым впечатляющим портретом выставки становится фотография Джоэла Пикфорда, на которой крупным планом дан потомок рабов-креолов в соломенной шляпе, будто только что с плантаций. В его бездонных печальных глазах уместилась вся вековая грусть и одиночество поколения, не ассоциирующего себя ни с креолами, ни с чернокожими, весь Новый Орлеан, который больше совсем не The Big Easy.

Елена Кравцун

Вся лента